Номер 21.22, страница 149 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Сложное предложение. Параграф 21. Сложноподчинённое предложение. 21.2. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях - номер 21.22, страница 149.

№21.22 (с. 149)
Условие. №21.22 (с. 149)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 149, номер 21.22, Условие

21.22. 1. Сравните предложения. Одинакова ли в них роль выделенных слов? Как это влияет на постановку знаков препинания?

1. Все почему-то обрадовались неожиданной встрече двух людей, знакомых, возможно, ещё с незапамятных времён (Э. Казакевич). — Возможно, что зимний вид полярной тундры и Ледовитого океана послужил почвой для представления об Арктике как о пустыне (Г. Ушаков).

2. Видно, что дом старый (В. Панова). — Борода ещё курчавится и, видно, была когда-то чёрной (И. Бунин).

3. Мне иногда кажется, что я люблю Алексея Абрамовича, Глафиру Львовну, Мишу, сестру (А. Герцен). — Главная черта его, кажется, заключается в неизменно ровном и отличном расположении духа (И. Бунин).

4. Помню, как мы бежали по лесу, как жужжали пули (В. Гаршин). — Помню, и я сделал несколько выстрелов, уже выйдям из лесу, на поляне (В. Гаршин).

5. Здесь, говорят, он зимовал со своей армией и отсюда уехал в Хорезм. (К. Паустовский). — Говорят, что враждуютс между собой поэзия и проза, огонь и вода («лёд» и «пламень»), не понимают друг друга гений и толпа, в конфликте находятся отцы и дети (В. Солоухин).

2. Объясните постановку знаков препинания в конструкции с как в примере 1.

Решение. №21.22 (с. 149)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 149, номер 21.22, Решение
Решение 2. №21.22 (с. 149)

1.

Роль выделенных слов в приведённых парах предложений не одинакова, что напрямую влияет на постановку знаков препинания. В большинстве пар одно и то же слово в одном предложении выступает как вводное слово, а в другом — как член предложения (сказуемое).

Когда слова возможно, видно, кажется, говорят выступают в роли вводных, они грамматически не связаны с другими членами предложения и служат для выражения отношения говорящего к высказыванию (предположения, уверенности, указания на источник сообщения). В этом случае они обособляются запятыми. Примеры из текста: «...знакомых, возможно, ещё с незапамятных времён»; «...и, видно, была когда-то чёрной»; «Главная черта его, кажется, заключается...»; «Здесь, говорят, он зимовал...».

Когда эти же слова выступают в роли сказуемого, они являются частью грамматической основы простого предложения в составе сложного. Запятая, которая может стоять после них, служит для разделения частей сложного предложения (например, главной и придаточной). Примеры из текста: «Возможно, что зимний вид...»; «Видно, что дом старый»; «Мне иногда кажется, что я люблю...»; «Говорят, что враждуют...».

Особый случай представляет пара под номером 4. В обоих предложениях слово помню выполняет одинаковую синтаксическую роль — сказуемого в односоставном определённо-личном предложении. Однако различие в пунктуации объясняется тем, что это слово входит в состав разных по строению сложных предложений. В первом случае («Помню, как мы бежали по лесу...») это главная часть сложноподчинённого предложения, и запятые отделяют от неё придаточные части. Во втором случае («Помню, и я сделал несколько выстрелов...») это первое простое предложение в составе сложносочинённого, и запятая разделяет две его грамматические основы: «[я] помню» и «я сделал».

2.

В предложении «...послужил почвой для представления об Арктике как о пустыне» оборот с союзом как не обособляется, то есть не выделяется запятыми. Это объясняется тем, что данный оборот употреблён в значении «в качестве». По правилам русской пунктуации, сравнительный оборот с союзом как не обособляется, если он имеет значение «в качестве» или характеризует предмет с какой-то одной стороны. В данном контексте Арктику не сравнивают с пустыней, а говорят о представлении о ней именно в качестве пустыни. Происходит отождествление, а не сравнение, поэтому запятая не ставится.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 21.22 расположенного на странице 149 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №21.22 (с. 149), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.