Номер 21.23, страница 150 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Сложное предложение. Параграф 21. Сложноподчинённое предложение. 21.3. Сложноподчинённое предложение: синтаксическая норма - номер 21.23, страница 150.
№21.23 (с. 150)
Условие. №21.23 (с. 150)
скриншот условия
21.23. 1. Рассмотрите таблицу.
Правила построения сложноподчинённых предложений
1. В однородном ряду нельзя объединять причастный оборот и придаточную определительную часть | |
|---|---|
Правильно | Неправильно |
| Приняты к печати статьи, посвящённые актуальным вопросам литературоведения и оформленные в соответствии с предъявляемыми требованиями. Приняты к печати статьи, которые посвящены актуальным вопросам литературоведения и оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями. | Приняты к печати статьи, посвящённые актуальным вопросам литературоведения и которые оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями. |
2. Придаточная определительная часть должна располагаться за тем словом, к которому она относится | |
Правильно | Неправильно |
| В газете, которая выйдет в пятницу, будет напечатана наша заметка. | В газете будет напечатана наша заметка, которая выйдет в пятницу. |
3. При построении СПП с придаточными определительными следует правильно выбирать средство связи: союзные слова где, куда, откуда связывают придаточную часть с существительным, обозначающим пространственные понятия; союзное слово когда — с существительным, обозначающим временные понятия; союзное слово чей связывает придаточную часть с существительным, обозначающим лицо | |
Правильно | Неправильно |
| Найдите предложение, в котором нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. В предложении укажите место, где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. | Найдите предложение, где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. |
| Напишите о предприятии, продукция которого пользуется повышенным спросом у покупателя. Надо поощрять тех производителей, продукция пользуется повышенным спросом у покупателя. | Напишите о предприятии, чья продукция пользуется повышенным спросом у покупателя. |
4. При передаче чужой речи в форме СПП с придаточной изъяснительной (косвенная речь) местоимения и личные формы глаголов употребляются не с точки зрения того, кому она принадлежит, а с точки зрения автора, передающего содержание чужой речи | |
Правильно | Неправильно |
| На вопрос учителя дежурный ответил, что он не успел вытереть доску. На вопрос учителя дежурный ответил: «Я не успел вытереть доску». | На вопрос учителя дежурный ответил, что я не успел вытереть доску. |
5. В придаточных изъяснительных с союзом чтобы глагол используется без частицы бы | |
Правильно | Неправильно |
| Я попросил, чтобы стол переставили к окну. | Я попросил, чтобы стол переставили бы к окну. |
6. Не следует смешивать СПП с придаточной изъяснительной, которая относится к безличному глаголу казалось (кажется) в главной части, и простое предложение, осложнённое вводным словом казалось (кажется) | |
Правильно | Неправильно |
| Дождь, кажется, уже закончился. Кажется, что дождь уже закончился. | Дождь, кажется, что уже закончился. |
7. Нельзя допускать смещения конструкции | |
Правильно | Неправильно |
| Первое, на что нужно обратить внимание, — это соблюдение санитарных норм. | Первое, на что нужно обратить внимание, — это на соблюдение санитарных норм. |
2. Поработайте корректором. Какие ошибки в построении сложноподчинённых предложений допущены? Запишите исправленный вариант, соблюдая орфографическую норму.
1. Синонимы — это сходные по значению слова и которые различаются стилистическими или семантическими* оттенками. 2. К активному словарному запасу относится вся привычная, (обше)употребительная лексика, значение которой понятно говорящим на литературном языке и не имеющая оттенка устарелости. 3. Она говорила, что зачем мне это нужно, убеждала, что будет очень трудно. 4. Множество вводных слов в предложениях, которые выражают авторскую оценку явления. 5. Человечество охваче(н/нн)о страс(?)ным стремлением к тому, что(бы) война в силе своей чудовищности изжила бы себя. 6. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 7. На собрании.. гру(п/пп)ы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зач..?ты. 8. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 9. Казалось, что опас(?)ность (на)столь(?)ко близка, что избежать её не удас(?)тся. 10. Главное, чему (не)обходимо уделить внимание, — это жанровой стороне произведения (по Л. Демиденко и Д. Розенталю).
Решение. №21.23 (с. 150)
Решение 2. №21.23 (с. 150)
1. Синонимы — это слова, сходные по значению и различающиеся стилистическими или семантическими оттенками.
2. К активному словарному запасу относится вся привычная, общеупотребительная лексика, значение которой понятно говорящим на литературном языке и которая не имеет оттенка устарелости.
3. Она спрашивала, зачем мне это нужно, и убеждала, что будет очень трудно.
4. В предложениях много вводных слов, которые выражают авторскую оценку явления.
5. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила себя.
6. Ученик сказал, что он ещё не подготовился к ответу.
7. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и возможность досрочной сдачи зачётов.
8. Казалось, что новая книга будет иметь большой успех. (Возможен и другой вариант: Новая книга, казалось, будет иметь большой успех.)
9. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся. (В данном предложении ошибка в построении отсутствует, исправлены только орфографические ошибки.)
10. Главное, чему необходимо уделить внимание, — это жанровая сторона произведения.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 21.23 расположенного на странице 150 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №21.23 (с. 150), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.