Номер 26.9, страница 184 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 26. Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления - номер 26.9, страница 184.
№26.9 (с. 184)
Условие. №26.9 (с. 184)
скриншот условия
26.9. 1. Прочитайте текст, определите его тему, подтемы, тип и стиль речи.
Пунктуация: 1) система неалфавитных графических средств, главным образом знаков препинания, образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного (печатного) языка; 2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившиеся в русской письменной речи; 3) раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуации и функционирования знаков препинания.
Главное назначение пунктуации — способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры — синтаксической и смысловой. Основные принципы организации пунктуации как системы — отграничение в тексте одной синтаксической структуры от другой (разделение или отделение); фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры (выделение); объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое (формирование комплекса знаков препинания) (по Б. Шварикопфу).
2. Докажите, что при пунктуационном оформлении чужой речи используются комплексы знаков препинания, а не один знак.
Решение. №26.9 (с. 184)
Решение 2. №26.9 (с. 184)
Тема текста: пунктуация как система знаков в письменной речи, её назначение и основные принципы организации.
Подтемы: в тексте можно выделить три основные подтемы: 1) определение понятия «пунктуация» в трёх аспектах (как система знаков, как свод правил и как раздел языкознания); 2) главное назначение пунктуации (способствовать пониманию синтаксической и смысловой структуры текста); 3) основные принципы организации пунктуационной системы (отграничение, фиксация границ и объединение синтаксических структур).
Тип речи: рассуждение с элементами описания. Автор даёт определение лингвистическому понятию, объясняет его назначение и описывает принципы его организации, что характерно для данного типа речи.
Стиль речи: научный. На это указывают использование терминологии (синтаксическая структура, неалфавитные графические средства, языкознание, функционирование), объективность, точность и логичность изложения, а также отсутствие эмоционально-оценочных средств.
2.При пунктуационном оформлении чужой речи, в частности прямой речи, действительно используются комплексы знаков препинания, а не одиночные знаки. Это связано с тем, что конструкция с прямой речью синтаксически объединяет две разнородные части: слова автора и саму прямую речь. Чтобы одновременно и выделить чужую речь, и связать её со словами автора, одного знака препинания недостаточно.
Это можно доказать на примерах. В предложении Он спросил: «Который час?» слова автора стоят перед прямой речью. Для оформления используется комплекс из двух знаков — двоеточия и кавычек. Двоеточие ставится после слов автора, а кавычки выделяют границы прямой речи.
В предложении «Я скоро вернусь», — пообещала сестра прямая речь предшествует словам автора. Здесь используется комплекс из трёх знаков: кавычек, запятой и тире. Кавычки выделяют прямую речь, а запятая и тире отделяют её от последующих слов автора.
Когда слова автора разрывают прямую речь, как в примере «Пойдёмте в сад, — позвала она, — там расцвели розы», используется ещё более сложный комплекс знаков: кавычки для выделения всей прямой речи, а также запятые и тире для обособления слов автора внутри неё.
Таким образом, разные знаки препинания выполняют разные, но взаимосвязанные функции, описанные в тексте. Кавычки выполняют выделительную функцию («фиксация границ»), а другие знаки (двоеточие, тире, запятая) — разделительную («отграничение»). Их совместное использование и образует «комплекс знаков препинания», необходимый для объединения нескольких синтаксических структур в одно целое.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 26.9 расположенного на странице 184 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №26.9 (с. 184), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.