Номер 27.4, страница 187 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Пунктуация. Параграф 27. Знаки конца предложения - номер 27.4, страница 187.
№27.4 (с. 187)
Условие. №27.4 (с. 187)
скриншот условия
Kp 27.4. 1. Прочитайте выразительно монолог Карандышева из пьесы «Бесприданница» А. Островского, стараясь точно соблюдать интонацию, переданную знаками конца предложения.
Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон — ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной — я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!
2. Подумайте, как изменится смысл предложений, если в 1-м и 2-м предложениях заменить многоточие на восклицательный знак; в 3-м — точку на восклицательный знак; в 4-м — вопросительный знак на восклицательный; в 6-м — точку на восклицательный знак; в двух последних предложениях заменить восклицательный знак на вопросительный.
3. Вспомните окончание монолога Карандышева и предположите:
Почему автор употребляет в предложениях «Как мне жить! Как мне жить!» восклицательные, а не вопросительные знаки?
Почему после такого эмоционально насыщенного начала во второй части монолога автор использует повествовательные невосклицательные предложения?
Решение. №27.4 (с. 187)
Решение 2. №27.4 (с. 187)
2.
Замена знаков препинания в конце предложений кардинально изменит эмоциональный окрас и смысл монолога Карандышева, отражая иное душевное состояние героя:
Замена многоточия на восклицательный знак в 1-м и 2-м предложениях («Да, это смешно! Я смешной человек!»). Исходное многоточие передает горькое, выстраданное размышление, неуверенность и смирение. Герой как бы говорит это с тяжелым вздохом. Восклицательный знак превратит это в вызов, в агрессивное, почти истеричное утверждение. Вместо трагического осознания появится вызывающая бравада.
Замена точки на восклицательный знак в 3-м предложении («Да разве людей казнят за то, что они смешны!»). В оригинале это риторический вопрос, в котором звучит недоумение и обида. С восклицательным знаком это будет уже не вопрос, а возмущенный выкрик, утверждение абсурдности и несправедливости происходящего. Эмоциональный накал значительно возрастет.
Замена вопросительного знака на восклицательный в 4-м предложении («ну, смейся надо мной, смейся в глаза?»). Вопросительный знак здесь совершенно неуместен. Команда, выраженная повелительным наклонением («смейся»), превратится в неуверенную просьбу, почти заискивание. Это полностью разрушит образ героя, который, несмотря на унижение, пытается сохранить достоинство через вызов.
Замена точки на восклицательный знак в 6-м предложении («я того стою!»). Точка в оригинале придает фразе характер констатации факта, холодного и окончательного приговора самому себе. Это звучит как итог, с которым он смирился. Восклицательный знак добавил бы в эту фразу надрыв, отчаяние или, наоборот, демонстративное самоуничижение, что снизило бы трагизм момента, заменив его патетикой.
Замена восклицательного знака на вопросительный в двух последних предложениях («Как мне жить? Как мне жить?»). Это самое существенное изменение. Восклицательный знак показывает, что это не вопрос, а крик отчаяния. Карандышев не ищет совета, он констатирует невозможность дальнейшей жизни в таких условиях. Это утверждение об утрате смысла существования. Вопросительный знак превратил бы этот крик души в реальный вопрос, обращенный к кому-то. Герой бы выглядел растерянным и ищущим помощи, а не доведенным до последней черты отчаяния.
3.
Почему автор употребляет в предложениях «Как мне жить! Как мне жить!» восклицательные, а не вопросительные знаки?
Автор использует восклицательные знаки, потому что это риторическое восклицание, а не вопрос. Герой не спрашивает совета о том, как ему следует организовать свою жизнь. Эта фраза — выражение наивысшей степени эмоционального потрясения, отчаяния и безысходности. Это крик души, констатация того, что он не видит никакой возможности для дальнейшего существования после перенесенного унижения. Восклицательный знак передает именно эту эмоциональную бурю, а не поиск ответа.Почему после такого эмоционально насыщенного начала во второй части монолога автор использует повествовательные невосклицательные предложения?
Этот прием используется для создания резкого драматического контраста. Первая часть монолога — это эмоциональный взрыв, выплеск всей накопившейся боли и обиды. После того как эмоции достигают своего пика, наступает страшное, холодное затишье. Спокойные, повествовательные предложения во второй части (где Карандышев говорит о пистолете) показывают, что герой перешел от аффекта к принятию решения. Эмоциональный шторм утих, и на смену ему пришла холодная, пугающая решимость. Такое спокойствие после бури подчеркивает окончательность и неотвратимость его замысла, делая его гораздо более зловещим, чем если бы он продолжал кричать. Это показывает переход от состояния жертвы к состоянию человека, готового действовать.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 27.4 расположенного на странице 187 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №27.4 (с. 187), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.