Номер 3.194, страница 197 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко

Алгебра, 9 класс Учебник, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Народная асвета, Минск, 2019, голубого цвета

Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.

Тип: Учебник

Издательство: Народная асвета

Год издания: 2019 - 2025

Цвет обложки: голубой, синий с графиком

ISBN: 978-985-03-3077-2

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 9 классе

Глава 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Параграф 13. Дробно-рациональные неравенства. Метод интервалов для решения рациональных неравенств - номер 3.194, страница 197.

№3.194 (с. 197)
Условие. №3.194 (с. 197)
скриншот условия
Алгебра, 9 класс Учебник, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Народная асвета, Минск, 2019, голубого цвета, страница 197, номер 3.194, Условие

3.194. Решите неравенство методом интервалов, используя алгоритм:

а) $\frac{x-7}{x-3} < 0$;

б) $\frac{x-9}{x+5} > 0$;

в) $\frac{2x+17}{x+3} \le 0$;

г) $\frac{x}{5x+2} \ge 0$.

Решение. №3.194 (с. 197)
Алгебра, 9 класс Учебник, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Народная асвета, Минск, 2019, голубого цвета, страница 197, номер 3.194, Решение
Решение 2. №3.194 (с. 197)

Для решения данных дробно-рациональных неравенств воспользуемся методом интервалов. Алгоритм решения следующий:

  1. Переносим все члены неравенства в одну часть, чтобы с другой стороны был ноль. Во всех предложенных задачах это уже сделано.
  2. Находим нули числителя и нули знаменателя. Нули знаменателя - это точки, в которых функция не определена.
  3. Отмечаем найденные точки на числовой прямой. Нули знаменателя всегда отмечаются "выколотыми" (пустыми) точками, так как деление на ноль невозможно. Нули числителя отмечаются "закрашенными" точками, если неравенство нестрогое ($\le$ или $\ge$), и "выколотыми", если неравенство строгое (< или >).
  4. Определяем знак выражения в каждом из полученных интервалов, подставляя любое значение из этого интервала в исходное выражение.
  5. Выбираем интервалы, которые соответствуют знаку неравенства, и записываем ответ.

а) $\frac{x-7}{x-3} < 0$

1. Найдём нули числителя и знаменателя:

  • $x - 7 = 0 \Rightarrow x = 7$
  • $x - 3 = 0 \Rightarrow x = 3$

2. Отметим точки на числовой прямой. Так как неравенство строгое ($<0$), обе точки будут выколотыми. Точки $x=3$ и $x=7$ делят числовую прямую на три интервала: $(-\infty; 3)$, $(3; 7)$ и $(7; +\infty)$.

3. Определим знак выражения в каждом интервале:

  • Интервал $(7; +\infty)$: возьмем $x=10$. $\frac{10-7}{10-3} = \frac{3}{7} > 0$. Знак "+".
  • Интервал $(3; 7)$: возьмем $x=5$. $\frac{5-7}{5-3} = \frac{-2}{2} = -1 < 0$. Знак "-".
  • Интервал $(-\infty; 3)$: возьмем $x=0$. $\frac{0-7}{0-3} = \frac{-7}{-3} = \frac{7}{3} > 0$. Знак "+".

4. Нам нужно, чтобы выражение было меньше нуля, поэтому выбираем интервал со знаком "–".

Ответ: а) $x \in (3; 7)$.


б) $\frac{x-9}{x+5} > 0$

1. Найдём нули числителя и знаменателя:

  • $x - 9 = 0 \Rightarrow x = 9$
  • $x + 5 = 0 \Rightarrow x = -5$

2. Отметим точки на числовой прямой. Неравенство строгое ($>0$), поэтому обе точки выколотые. Точки $x=-5$ и $x=9$ делят числовую прямую на три интервала: $(-\infty; -5)$, $(-5; 9)$ и $(9; +\infty)$.

3. Определим знак выражения в каждом интервале:

  • Интервал $(9; +\infty)$: возьмем $x=10$. $\frac{10-9}{10+5} = \frac{1}{15} > 0$. Знак "+".
  • Интервал $(-5; 9)$: возьмем $x=0$. $\frac{0-9}{0+5} = -\frac{9}{5} < 0$. Знак "-".
  • Интервал $(-\infty; -5)$: возьмем $x=-10$. $\frac{-10-9}{-10+5} = \frac{-19}{-5} > 0$. Знак "+".

4. Нам нужно, чтобы выражение было больше нуля, поэтому выбираем интервалы со знаком "+".

Ответ: б) $x \in (-\infty; -5) \cup (9; +\infty)$.


в) $\frac{2x+17}{x+3} \le 0$

1. Найдём нули числителя и знаменателя:

  • $2x + 17 = 0 \Rightarrow 2x = -17 \Rightarrow x = -\frac{17}{2} = -8.5$
  • $x + 3 = 0 \Rightarrow x = -3$

2. Отметим точки на числовой прямой. Неравенство нестрогое ($\le 0$), поэтому ноль числителя $x=-8.5$ будет закрашенной точкой. Ноль знаменателя $x=-3$ всегда выколотая точка. Точки делят прямую на интервалы: $(-\infty; -8.5]$, $[-8.5; -3)$ и $(-3; +\infty)$.

3. Определим знак выражения в каждом интервале:

  • Интервал $(-3; +\infty)$: возьмем $x=0$. $\frac{2(0)+17}{0+3} = \frac{17}{3} > 0$. Знак "+".
  • Интервал $(-8.5; -3)$: возьмем $x=-5$. $\frac{2(-5)+17}{-5+3} = \frac{-10+17}{-2} = \frac{7}{-2} < 0$. Знак "-".
  • Интервал $(-\infty; -8.5)$: возьмем $x=-10$. $\frac{2(-10)+17}{-10+3} = \frac{-3}{-7} > 0$. Знак "+".

4. Нам нужно, чтобы выражение было меньше или равно нулю, поэтому выбираем интервал со знаком "–" и включаем закрашенную точку.

Ответ: в) $x \in [-\boldsymbol{8}\frac{1}{2}; -3)$.


г) $\frac{x}{5x+2} \ge 0$

1. Найдём нули числителя и знаменателя:

  • $x = 0$
  • $5x + 2 = 0 \Rightarrow 5x = -2 \Rightarrow x = -\frac{2}{5} = -0.4$

2. Отметим точки на числовой прямой. Неравенство нестрогое ($\ge 0$), поэтому ноль числителя $x=0$ будет закрашенной точкой. Ноль знаменателя $x=-2/5$ всегда выколотая точка. Точки делят прямую на интервалы: $(-\infty; -2/5)$, $(-2/5; 0]$ и $[0; +\infty)$.

3. Определим знак выражения в каждом интервале:

  • Интервал $(0; +\infty)$: возьмем $x=1$. $\frac{1}{5(1)+2} = \frac{1}{7} > 0$. Знак "+".
  • Интервал $(-2/5; 0)$: возьмем $x=-0.2$. $\frac{-0.2}{5(-0.2)+2} = \frac{-0.2}{-1+2} = \frac{-0.2}{1} < 0$. Знак "-".
  • Интервал $(-\infty; -2/5)$: возьмем $x=-1$. $\frac{-1}{5(-1)+2} = \frac{-1}{-3} > 0$. Знак "+".

4. Нам нужно, чтобы выражение было больше или равно нулю, поэтому выбираем интервалы со знаком "+" и включаем закрашенную точку.

Ответ: г) $x \in (-\infty; -\frac{2}{5}) \cup [0; +\infty)$.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 3.194 расположенного на странице 197 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.194 (с. 197), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.