Номер 289, страница 297 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Итоговое повторение. Уравнения, неравенства, системы - номер 289, страница 297.
№289 (с. 297)
Условие. №289 (с. 297)
скриншот условия
289. Решите систему неравенств:
a) $\begin{cases} 2x - x^2 - 1 < 0, \\ 3 - 2x \ge 0; \end{cases}$
б) $\begin{cases} (1 + x)^2 \ge 16, \\ (2x - 7)^2 < 9; \end{cases}$
в) $\begin{cases} x(x - 1) \le 20, \\ x - 4 < -4 - x. \end{cases}$
Решение. №289 (с. 297)
Решение 2. №289 (с. 297)
а) Решим систему неравенств:
$$ \begin{cases} 2x - x^2 - 1 < 0, \\ 3 - 2x \ge 0; \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство: $2x - x^2 - 1 < 0$.
Умножим обе части на -1, изменив знак неравенства на противоположный:
$x^2 - 2x + 1 > 0$
Левая часть является полным квадратом разности:
$(x - 1)^2 > 0$
Квадрат любого действительного числа неотрицателен. Данное неравенство верно для всех $x$, кроме тех, при которых $(x - 1)^2 = 0$, то есть $x = 1$.
Таким образом, решение первого неравенства: $x \in (-\infty, 1) \cup (1, +\infty)$.
2. Решим второе неравенство: $3 - 2x \ge 0$.
$-2x \ge -3$
Разделим обе части на -2, изменив знак неравенства:
$x \le \frac{3}{2}$
Решение второго неравенства: $x \in (-\infty, \frac{3}{2}]$.
3. Найдем пересечение решений обоих неравенств. На числовой оси отметим решения обоих неравенств и найдем их общую часть.
Решение первого неравенства — вся числовая прямая, кроме точки $x=1$.
Решение второго неравенства — луч $(-\infty, \frac{3}{2}]$.
Пересечением этих множеств является множество $(-\infty, 1) \cup (1, \frac{3}{2}]$. Преобразуем неправильную дробь $\frac{3}{2}$ в смешанное число $1\frac{1}{2}$.
Ответ: $x \in (-\infty, 1) \cup (1, \mathbf{1}\frac{1}{2}]$.
б) Решим систему неравенств:
$$ \begin{cases} (1+x)^2 \ge 16, \\ (2x-7)^2 < 9; \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство: $(1+x)^2 \ge 16$.
Это неравенство эквивалентно совокупности двух неравенств:
$1+x \ge \sqrt{16}$ или $1+x \le -\sqrt{16}$
$1+x \ge 4$ или $1+x \le -4$
$x \ge 3$ или $x \le -5$
Решение первого неравенства: $x \in (-\infty, -5] \cup [3, +\infty)$.
2. Решим второе неравенство: $(2x-7)^2 < 9$.
Это неравенство эквивалентно двойному неравенству:
$-\sqrt{9} < 2x-7 < \sqrt{9}$
$-3 < 2x-7 < 3$
Прибавим 7 ко всем частям неравенства:
$4 < 2x < 10$
Разделим все части на 2:
$2 < x < 5$
Решение второго неравенства: $x \in (2, 5)$.
3. Найдем пересечение решений. Нам нужно найти общие решения для $x \in (-\infty, -5] \cup [3, +\infty)$ и $x \in (2, 5)$.
Пересекая эти два множества, получаем интервал $[3, 5)$.
Ответ: $x \in [3, 5)$.
в) Решим систему неравенств:
$$ \begin{cases} x(x-1) \le 20, \\ x-4 < -4-x; \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство: $x(x-1) \le 20$.
$x^2 - x - 20 \le 0$
Найдем корни соответствующего квадратного уравнения $x^2 - x - 20 = 0$. По теореме Виета (или через дискриминант) находим корни: $x_1 = -4$ и $x_2 = 5$.
Так как это парабола с ветвями вверх, неравенство $x^2 - x - 20 \le 0$ выполняется на отрезке между корнями.
Решение первого неравенства: $x \in [-4, 5]$.
2. Решим второе неравенство: $x-4 < -4-x$.
Перенесем члены с $x$ в одну сторону, а свободные члены в другую:
$x+x < -4+4$
$2x < 0$
$x < 0$
Решение второго неравенства: $x \in (-\infty, 0)$.
3. Найдем пересечение решений. Нам нужно найти общие решения для $x \in [-4, 5]$ и $x \in (-\infty, 0)$.
Пересечением этих множеств является полуинтервал $[-4, 0)$.
Ответ: $x \in [-4, 0)$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 289 расположенного на странице 297 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №289 (с. 297), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.