Номер 113, страница 32 - гдз по физике 9 класс сборник задач Исаченкова, Дорофейчик
Авторы: Исаченкова Л. А., Дорофейчик В. В., Захаревич Е. В., Пальчик Г. В.
Тип: Сборник задач
Издательство: Аверсэв
Год издания: 2021 - 2025
ISBN: 978-985-19-7596-5
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Раздел 1. Основы кинематики. 5. Неравномерное движение. Средняя скорость - номер 113, страница 32.
№113 (с. 32)
Решение. №113 (с. 32)
Для определения средней скорости движения поезда пассажир может воспользоваться несколькими способами. В основе всех способов лежит фундаментальная формула для средней скорости: $v_{ср} = \frac{S}{t}$, где $S$ – это пройденный путь, а $t$ – время, за которое этот путь был пройден. Задача пассажира сводится к тому, чтобы доступными ему средствами измерить путь и время.
Способ 1: По километровым столбам
Это один из наиболее точных "классических" методов. Вдоль железных дорог установлены пикетные или километровые столбы, указывающие расстояние от точки отсчета.
Алгоритм действий:
1. Пассажир замечает за окном столб с числовой отметкой (например, "125 км").
2. В момент, когда вагон проезжает мимо этого столба, пассажир запускает секундомер (например, на наручных часах или в смартфоне).
3. Пассажир ждет появления следующего столба (например, "126 км") или нескольких столбов для повышения точности (например, до столба "130 км").
4. В момент проезда мимо конечного столба секундомер останавливается.
5. Средняя скорость рассчитывается по формуле. Если расстояние между столбами $\Delta S = 130 \text{ км} - 125 \text{ км} = 5 \text{ км}$, а измеренное время $t = 3 \text{ мин} = \frac{3}{60} \text{ ч} = 0.05 \text{ ч}$, то:
$v_{ср} = \frac{\Delta S}{t} = \frac{5 \text{ км}}{0.05 \text{ ч}} = 100 \text{ км/ч}$
Ответ: Измерить с помощью секундомера время, за которое поезд проходит расстояние между двумя или несколькими километровыми столбами, и затем разделить это расстояние на измеренное время.
Способ 2: С помощью смартфона или другого устройства с GPS
Наиболее простой и точный способ в современных условиях.
Алгоритм действий:
1. Пассажир использует устройство с GPS-модулем (смартфон, навигатор).
2. Запускает приложение, способное отображать скорость движения (например, онлайн-карты, навигатор или специальное приложение-спидометр).
3. Приложение, получая данные со спутников, вычисляет и показывает на экране текущую, а часто и среднюю скорость движения поезда.
Ответ: Воспользоваться функцией измерения скорости в GPS-приемнике смартфона или навигатора.
Способ 3: По расписанию движения и расстояниям между станциями
Этот метод позволяет рассчитать среднюю скорость на протяженном участке маршрута.
Алгоритм действий:
1. Пассажир находит информацию о расстоянии $S$ между двумя станциями на маршруте (например, в интернете или на схеме маршрута).
2. По расписанию движения поезда определяется время отправления с первой станции и время прибытия на вторую. Разница между ними дает время в пути $t$.
3. Средняя скорость вычисляется делением расстояния на время: $v_{ср} = \frac{S}{t}$. Важно перевести время в часы, если оно дано в минутах.
Этот способ определяет именно среднюю путевую скорость, учитывающую разгон, торможение и возможные замедления на участке.
Ответ: Разделить расстояние между двумя станциями, взятое из открытых источников, на время следования поезда между ними согласно расписанию.
Способ 4: По стуку колес на стыках рельсов
Данный способ является историческим и основан на том, что рельсы раньше укладывались секциями стандартной длины.
Алгоритм действий:
1. Необходимо знать стандартную длину рельсового звена $L_{р}$. Чаще всего она составляет 25 метров.
2. С помощью секундомера засекается определенный интервал времени $t$ (например, 30 секунд).
3. В течение этого времени подсчитывается количество $N$ характерных стуков колес о стыки рельсов.
4. Пройденный путь равен $S = N \times L_{р}$.
5. Средняя скорость рассчитывается как $v_{ср} = \frac{S}{t}$. Например, если за 30 секунд было 40 стуков:$S = 40 \times 25 \text{ м} = 1000 \text{ м} = 1 \text{ км}$.$v_{ср} = \frac{1000 \text{ м}}{30 \text{ с}} \approx 33.3 \text{ м/с}$, что равно $33.3 \times 3.6 \approx 120 \text{ км/ч}$.
Следует отметить, что на современных бесстыковых ("бархатных") путях этот способ неприменим.
Ответ: Зная стандартную длину рельса, подсчитать количество стуков колес за определенный промежуток времени, вычислить пройденное за это время расстояние и поделить его на время.
Способ 5: По времени прохождения объектом известной длины неподвижной точки
Этот метод требует знания длины некоторого объекта, связанного с поездом (например, вагона).
Алгоритм действий:
1. Пассажир должен знать длину $L$ вагона, в котором он находится (стандартная длина пассажирского вагона около 25 м).
2. За окном выбирается неподвижный точечный ориентир (столб, дерево).
3. Запускается секундомер в тот момент, когда начало вагона проходит мимо ориентира.
4. Секундомер останавливается, когда конец вагона проходит тот же ориентир.
5. Зная длину вагона $L$ и измеренное время $t$, можно найти скорость: $v = \frac{L}{t}$.
Ответ: Измерить время прохождения вагона (длина которого известна) мимо неподвижного ориентира за окном и разделить длину вагона на это время.
Решение 2. №113 (с. 32)
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по физике за 9 класс, для упражнения номер 113 расположенного на странице 32 к сборнику задач 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по физике к упражнению №113 (с. 32), авторов: Исаченкова (Лариса Артёмовна), Дорофейчик (Владимир Владимирович), Захаревич (Екатерина Васильевна), Пальчик (Геннадий Владимирович), учебного пособия издательства Аверсэв.