Номер 3, страница 189 - гдз по алгебре 11 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Повторение. Тематические тесты. Тест 7 - номер 3, страница 189.
№3 (с. 189)
Условие. №3 (с. 189)
скриншот условия
3. Найдите количество корней уравнения $2\operatorname{tg}x + 1 = -3\operatorname{ctg}(-x)$ на промежутке $\left(-\frac{\pi}{2}; \pi\right)$.
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5.
Решение 2. №3 (с. 189)
Для решения данного тригонометрического уравнения и нахождения количества его корней на указанном промежутке выполним следующие действия:
1. Упрощение уравнения
Исходное уравнение: $2\tg x + 1 = -3\ctg(-x)$.
Воспользуемся свойством нечетности функции котангенс: $\ctg(-x) = -\ctg x$.
Подставив это в уравнение, получаем:
$2\tg x + 1 = -3(-\ctg x)$
$2\tg x + 1 = 3\ctg x$
2. Определение области допустимых значений (ОДЗ)
Уравнение содержит функции $\tg x$ и $\ctg x$.
- $\tg x$ определен при $x \neq \frac{\pi}{2} + \pi n, n \in \mathbb{Z}$.
- $\ctg x$ определен при $x \neq \pi k, k \in \mathbb{Z}$.
На заданном промежутке $x \in (-\frac{\pi}{2}; \pi]$ необходимо исключить точки $x=0$, $x=\frac{\pi}{2}$ и $x=\pi$, так как в этих точках одна из функций не определена. Таким образом, мы ищем корни в объединении интервалов $(-\frac{\pi}{2}; 0) \cup (0; \frac{\pi}{2}) \cup (\frac{\pi}{2}; \pi)$.
3. Решение уравнения
Выразим котангенс через тангенс, используя тождество $\ctg x = \frac{1}{\tg x}$ (это допустимо, так как из ОДЗ следует, что $\tg x \neq 0$):
$2\tg x + 1 = \frac{3}{\tg x}$
Введем замену переменной $y = \tg x$. Уравнение примет вид:
$2y + 1 = \frac{3}{y}$
Умножим обе части на $y$ (при $y \neq 0$):
$2y^2 + y = 3$
Перенесем все члены в левую часть, чтобы получить стандартное квадратное уравнение:
$2y^2 + y - 3 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Дискриминант $D$ равен:
$D = b^2 - 4ac = 1^2 - 4 \cdot 2 \cdot (-3) = 1 + 24 = 25$
Корни уравнения для $y$:
$y_1 = \frac{-1 + \sqrt{25}}{2 \cdot 2} = \frac{-1 + 5}{4} = \frac{4}{4} = 1$
$y_2 = \frac{-1 - \sqrt{25}}{2 \cdot 2} = \frac{-1 - 5}{4} = \frac{-6}{4} = -\frac{3}{2}$
4. Поиск корней уравнения на промежутке $(-\frac{\pi}{2}; \pi]$
Теперь выполним обратную замену и найдем значения $x$.
Случай 1: $\tg x = 1$
Общее решение этого уравнения: $x = \frac{\pi}{4} + \pi n, n \in \mathbb{Z}$.
Найдем корни, попадающие в интервал $(-\frac{\pi}{2}; \pi]$:
- При $n=0$, $x = \frac{\pi}{4}$. Этот корень принадлежит интервалу.
- При $n \ge 1$ или $n \le -1$, корни выходят за пределы заданного интервала.
Итак, из первого случая мы получаем один корень: $x_1 = \frac{\pi}{4}$.
Случай 2: $\tg x = -\frac{3}{2}$
Общее решение этого уравнения: $x = \text{arctg}(-\frac{3}{2}) + \pi n$, или $x = -\text{arctg}(\frac{3}{2}) + \pi n, n \in \mathbb{Z}$.
Найдем корни, попадающие в интервал $(-\frac{\pi}{2}; \pi]$:
- При $n=0$, $x = -\text{arctg}(\frac{3}{2})$. Поскольку $0 < \text{arctg}(\frac{3}{2}) < \frac{\pi}{2}$, то $-\frac{\pi}{2} < -\text{arctg}(\frac{3}{2}) < 0$. Этот корень принадлежит интервалу.
- При $n=1$, $x = \pi - \text{arctg}(\frac{3}{2})$. Поскольку $\frac{\pi}{2} < \pi - \text{arctg}(\frac{3}{2}) < \pi$, этот корень также принадлежит интервалу.
- При других целых значениях $n$ корни выходят за пределы заданного интервала.
Из второго случая мы получаем два корня: $x_2 = -\text{arctg}(\frac{3}{2})$ и $x_3 = \pi - \text{arctg}(\frac{3}{2})$.
5. Итог
Суммируя найденные корни, получаем:
- $x_1 = \frac{\pi}{4}$
- $x_2 = -\text{arctg}(\frac{3}{2})$
- $x_3 = \pi - \text{arctg}(\frac{3}{2})$
Все три корня различны и принадлежат заданному промежутку. Следовательно, общее количество корней равно 3.
Ответ: в) 3
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 3 расположенного на странице 189 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3 (с. 189), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.