Номер 723, страница 213 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Параграф 11. Геометрические построения - номер 723, страница 213.

№723 (с. 213)
Условие. №723 (с. 213)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 213, номер 723, Условие

723. Постройте треугольник по его:

а) острому углу, прилежащей к нему стороне и сумме двух других сторон;

б) углу, прилежащей к нему стороне и разности двух других сторон;

в) двум углам и сумме противолежащих сторон;

г) двум углам и разности противолежащих сторон;

д) двум углам и периметру;

е) высоте, медиане и биссектрисе, проведенным из одной вершины.

Решение 2. №723 (с. 213)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 213, номер 723, Решение 2 Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 213, номер 723, Решение 2 (продолжение 2)
Решение 3. №723 (с. 213)

а) по острому углу, прилежащей к нему стороне и сумме двух других сторон

Пусть нам даны острый угол $\angle A$, прилежащая к нему сторона $c$ и сумма двух других сторон $s = a+b$. Требуется построить треугольник $\triangle ABC$.

Анализ:

Предположим, что искомый треугольник $\triangle ABC$ построен. На луче $AC$ отложим отрезок $CD$, равный стороне $BC=a$. Тогда точка $C$ лежит между $A$ и $D$, и длина отрезка $AD$ равна $AC+CD = b+a = s$. Рассмотрим треугольник $\triangle ABD$. В этом треугольнике нам известны: сторона $AB=c$, сторона $AD=s$ и угол между ними $\angle BAD = \angle A$. Таким образом, мы можем построить $\triangle ABD$ по двум сторонам и углу между ними.

Вершина $C$ искомого треугольника лежит на стороне $AD$. Так как $CD=CB$ по построению, точка $C$ равноудалена от точек $B$ и $D$. Геометрическое место точек, равноудаленных от двух данных точек, есть серединный перпендикуляр к отрезку, соединяющему эти точки. Следовательно, точка $C$ является точкой пересечения отрезка $AD$ и серединного перпендикуляра к отрезку $BD$.

Построение:

  1. Строим угол, равный данному углу $\angle A$. Обозначим его вершину буквой $A$.
  2. На одной стороне угла откладываем отрезок $AD$, равный данной сумме $s$.
  3. На другой стороне угла откладываем отрезок $AB$, равный данной стороне $c$.
  4. Соединяем точки $B$ и $D$ отрезком.
  5. Строим серединный перпендикуляр к отрезку $BD$.
  6. Точка пересечения серединного перпендикуляра с отрезком $AD$ является третьей вершиной искомого треугольника — точкой $C$.
  7. Соединяем точки $A$, $B$ и $C$. Треугольник $ABC$ — искомый.

Доказательство:

В построенном треугольнике $\triangle ABC$ сторона $AB=c$ и $\angle BAC=\angle A$ по построению. Точка $C$ лежит на серединном перпендикуляре к отрезку $BD$, поэтому $CB=CD$. Сумма сторон $AC+CB = AC+CD = AD = s$. Таким образом, треугольник $ABC$ удовлетворяет всем условиям задачи. Построение возможно, так как по неравенству треугольника для $\triangle ABC$ имеем $a+b > c$, то есть $s>c$, что обеспечивает существование $\triangle ABD$.

Ответ: Построение основано на построении вспомогательного треугольника $\triangle ABD$, где $AD=a+b$, $AB=c$, $\angle A$ — заданный угол. Вершина $C$ находится как пересечение стороны $AD$ и серединного перпендикуляра к $BD$.

б) по углу, прилежащей к нему стороне и разности двух других сторон

Пусть нам даны угол $\angle A$, прилежащая к нему сторона $c=AB$ и разность двух других сторон $d = |b-a| = |AC-BC|$. Рассмотрим случай, когда $b>a$ ($AC>BC$), то есть $d=b-a$.

Анализ:

Предположим, искомый треугольник $\triangle ABC$ построен. На большей стороне $AC$ отложим от вершины $A$ отрезок $AD$, равный разности $d=b-a$. Тогда точка $D$ лежит на стороне $AC$. $CD = AC - AD = b - (b-a) = a = BC$. Таким образом, $\triangle BCD$ является равнобедренным с основанием $BD$.

Рассмотрим $\triangle ABD$. В нем известны сторона $AB=c$, сторона $AD=d$ и угол между ними $\angle BAD = \angle A$. Мы можем построить $\triangle ABD$ по двум сторонам и углу между ними.

Вершина $C$ лежит на луче $AD$. Так как $CB=CD$, точка $C$ равноудалена от точек $B$ и $D$. Следовательно, $C$ лежит на серединном перпендикуляре к отрезку $BD$. Точка $C$ — это точка пересечения луча $AD$ и серединного перпендикуляра к $BD$.

Построение:

  1. Строим угол, равный данному углу $\angle A$. Обозначим его вершину буквой $A$.
  2. На одной стороне угла откладываем отрезок $AD$, равный данной разности $d$.
  3. На другой стороне угла откладываем отрезок $AB$, равный данной стороне $c$.
  4. Соединяем точки $B$ и $D$ отрезком.
  5. Строим серединный перпендикуляр к отрезку $BD$.
  6. Точка пересечения серединного перпендикуляра с прямой, содержащей отрезок $AD$, является вершиной $C$.
  7. Соединяем точки $A, B, C$. Треугольник $ABC$ — искомый.

Доказательство:

В построенном $\triangle ABC$ сторона $AB=c$ и $\angle CAB = \angle A$ по построению. Точка $C$ лежит на серединном перпендикуляре к $BD$, значит $CB=CD$. Разность сторон $AC-BC = AC-CD = AD = d$. Треугольник удовлетворяет условиям. Построение возможно, если $c>d$ (неравенство треугольника для $\triangle ABD$), что соответствует неравенству $c > b-a \Leftrightarrow c+a>b$ для $\triangle ABC$. Случай $a>b$ решается аналогично, откладывая отрезок $AD=d$ на продолжении стороны $AC$ за вершину $A$.

Ответ: Построение основано на построении вспомогательного треугольника $\triangle ABD$, где $AD=|a-b|$, $AB=c$, $\angle A$ — заданный угол. Вершина $C$ находится как пересечение прямой $AD$ и серединного перпендикуляра к $BD$.

в) по двум углам и сумме противолежащих сторон

Пусть даны углы $\angle A$, $\angle B$ и сумма противолежащих им сторон $s=a+b$. Третий угол $\angle C = 180^\circ - \angle A - \angle B$ также известен.

Анализ и построение (метод подобия):

По двум углам можно определить форму треугольника, а по сумме сторон — его размеры.

  1. Строим произвольный треугольник $A'B'C'$ с углами, равными данным: $\angle A'=\angle A$, $\angle B'=\angle B$, $\angle C'=\angle C$. Для этого строим произвольный отрезок $A'B'$ и на его концах откладываем углы $\angle A'$ и $\angle B'$.
  2. Измеряем в построенном треугольнике $A'B'C'$ стороны $a'$ (противолежащую $\angle A'$) и $b'$ (противолежащую $\angle B'$). Находим их сумму $s' = a'+b'$.
  3. Искомый треугольник $ABC$ подобен треугольнику $A'B'C'$. Коэффициент подобия $k$ равен отношению данной суммы сторон к найденной: $k = s/s'$.
  4. Строим стороны искомого треугольника: $a=k \cdot a'$, $b=k \cdot b'$, $c=k \cdot c'$. Это можно сделать, используя теорему Фалеса для построения отрезков, пропорциональных данным.
  5. Строим искомый треугольник $ABC$ по трём найденным сторонам $a, b, c$.

Ответ: Задача решается методом подобия. Сначала строится любой треугольник $A'B'C'$ с заданными углами, затем измеряются его стороны $a', b'$, находится их сумма $s'$. Коэффициент подобия $k=s/s'$ позволяет найти стороны искомого треугольника $a=ka', b=kb', c=kc'$ и построить его по трём сторонам.

г) по двум углам и разности противолежащих сторон

Пусть даны углы $\angle A$, $\angle B$ и разность противолежащих им сторон $d=|a-b|$. Третий угол $\angle C = 180^\circ - \angle A - \angle B$ также известен.

Анализ и построение (метод подобия):

Как и в предыдущем пункте, форма треугольника определяется углами, а размер — разностью сторон.

  1. Строим произвольный треугольник $A'B'C'$ с углами $\angle A'=\angle A$, $\angle B'=\angle B$, $\angle C'=\angle C$.
  2. Измеряем стороны $a'$ и $b'$. Находим их разность $d' = |a'-b'|$.
  3. Находим коэффициент подобия $k = d/d'$.
  4. Строим стороны искомого треугольника, например, сторону $c = k \cdot c'$.
  5. Строим искомый треугольник $ABC$ по стороне $c$ и двум прилежащим к ней углам $\angle A$ и $\angle B$.

Ответ: Задача решается методом подобия. Строится вспомогательный треугольник $A'B'C'$ с заданными углами, находится разность его сторон $d'=|a'-b'|$. Коэффициент подобия $k=d/d'$ используется для нахождения одной из сторон искомого треугольника (например, $c=k \cdot c'$), после чего треугольник строится по стороне и двум прилежащим углам.

д) по двум углам и периметру

Пусть даны два угла (например, $\angle B$ и $\angle C$) и периметр $P = a+b+c$.

Анализ:

Предположим, что треугольник $ABC$ построен. На прямой, содержащей сторону $BC$, отложим от точки $B$ в сторону, противоположную $C$, отрезок $BD=AB=c$. От точки $C$ в сторону, противоположную $B$, отложим отрезок $CE=AC=b$. Тогда длина отрезка $DE = DB+BC+CE = c+a+b = P$.

Рассмотрим треугольники $\triangle ABD$ и $\triangle ACE$. Они равнобедренные. В $\triangle ABD$, $\angle ADB = \angle DAB$. Угол $\angle ABC$ (или $\angle B$) является внешним для $\triangle ABD$ при вершине $B$. Значит, $\angle B = \angle ADB + \angle DAB = 2\angle ADB$. Отсюда $\angle ADB = \angle B / 2$. Аналогично, в $\triangle ACE$, $\angle C$ является внешним, поэтому $\angle C = 2\angle AEC$. Отсюда $\angle AEC = \angle C / 2$.

Теперь рассмотрим $\triangle ADE$. Нам известна его сторона $DE=P$ и два прилежащих к ней угла: $\angle D = \angle B/2$ и $\angle E = \angle C/2$. Мы можем построить $\triangle ADE$. Вершины $B$ и $C$ лежат на отрезке $DE$. Так как $AB=DB$, точка $B$ лежит на серединном перпендикуляре к $AD$. Так как $AC=EC$, точка $C$ лежит на серединном перпендикуляре к $AE$.

Построение:

  1. Строим отрезок $DE$ длиной $P$.
  2. От луча $DE$ в одной полуплоскости строим угол $\angle EDX = \angle B/2$.
  3. От луча $ED$ в той же полуплоскости строим угол $\angle DEY = \angle C/2$.
  4. Точка пересечения лучей $DX$ и $EY$ есть вершина $A$.
  5. Строим серединный перпендикуляр к отрезку $AD$. Точка его пересечения с отрезком $DE$ есть вершина $B$.
  6. Строим серединный перпендикуляр к отрезку $AE$. Точка его пересечения с отрезком $DE$ есть вершина $C$.
  7. Треугольник $ABC$ — искомый.

Ответ: Построение основано на построении вспомогательного треугольника $\triangle ADE$, где $DE=P$, $\angle D=\angle B/2$, $\angle E=\angle C/2$. Вершины $B$ и $C$ находятся как пересечения стороны $DE$ с серединными перпендикулярами к сторонам $AD$ и $AE$ соответственно.

е) по высоте, медиане и биссектрисе, проведенным из одной вершины

Пусть из вершины $A$ треугольника $ABC$ проведены высота $AH$, биссектриса $AL$ и медиана $AM$. Даны их длины: $h_a = AH$, $l_a = AL$, $m_a = AM$.

Анализ:

Точки $H, L, M$ лежат на прямой, содержащей сторону $BC$. 1. Известно, что биссектриса угла треугольника лежит между медианой и высотой, проведенными из той же вершины. Поэтому $h_a \le l_a \le m_a$. 2. В прямоугольном треугольнике $\triangle AHM$ известны гипотенуза $AM=m_a$ и катет $AH=h_a$. Это позволяет найти положение точек $A, H, M$ относительно друг друга. 3. Существует свойство: биссектриса угла треугольника $AL$ также является биссектрисой угла $\angle HAO$, где $O$ — центр описанной окружности. Причем лучи $AH$ и $AO$ лежат по разные стороны от биссектрисы $AL$.

Это свойство позволяет найти центр описанной окружности $O$. Точка $O$ должна лежать на прямой, полученной отражением луча $AH$ относительно луча $AL$. Также центр описанной окружности лежит на серединном перпендикуляре к стороне $BC$. Этот перпендикуляр проходит через точку $M$ и перпендикулярен прямой $HM$.

Построение:

  1. Строим прямоугольный треугольник $\triangle AHM$ по гипотенузе $m_a$ и катету $h_a$. Для этого строим отрезок $AH=h_a$, проводим через $H$ перпендикулярную ему прямую (это будет прямая $BC$). Из точки $A$ проводим дугу окружности радиусом $m_a$, которая пересечет прямую $BC$ в точке $M$.
  2. На прямой $BC$ находим точку $L$. Для этого из точки $A$ проводим дугу окружности радиусом $l_a$. Она пересечет прямую $BC$ в двух точках. Выбираем ту, что лежит между $H$ и $M$. (В случае вырождения $H, L, M$ могут совпадать).
  3. Теперь у нас есть точки $A, H, L, M$. Строим луч $AL$.
  4. Строим луч $AO$, симметричный лучу $AH$ относительно прямой $AL$. (То есть, строим $\angle OAL = \angle HAL$ так, чтобы лучи $AO$ и $AH$ были по разные стороны от $AL$).
  5. Через точку $M$ проводим прямую, перпендикулярную прямой $BC$.
  6. Точка пересечения этой прямой и луча $AO$ есть центр описанной окружности $O$.
  7. Строим окружность с центром $O$ и радиусом $OA$.
  8. Точки пересечения этой окружности с прямой $BC$ являются вершинами $B$ и $C$.
  9. Треугольник $ABC$ — искомый.

Ответ: Построение начинается с определения взаимного расположения точек $A, H, L, M$. Затем используется свойство, что биссектриса $AL$ делит пополам угол между высотой $AH$ и прямой $AO$ (где $O$ - центр описанной окружности). Это позволяет найти $O$ как пересечение прямой $AO$ и серединного перпендикуляра к стороне $BC$ (проходящего через $M$). Вершины $B$ и $C$ находятся как пересечение описанной окружности и прямой, на которой лежит основание.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 723 расположенного на странице 213 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №723 (с. 213), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.