Номер 15, страница 123 - гдз по математике 6 класс сборник задач Пирютко, Терешко
Авторы: Пирютко О. Н., Терешко О. А.
Тип: Сборник задач
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: салатовый, белый, красный с учениками
ISBN: 978-985-599-225-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 6 классе
Глава 4. Рациональные числа. Задачи для любознательных - номер 15, страница 123.
№15 (с. 123)
Условие. №15 (с. 123)
скриншот условия
15. Несколько ребят пошли в лес за ягодами. Они собирали чернику и землянику. Оказалось, что все собрали ягод поровну. Лёша нашёл $frac{1}{9}$ всех собранных ягод черники и $frac{1}{11}$ всех собранных ягод земляники. Докажите, что Лёша собрал столько же ягод черники, сколько и земляники. Можно ли узнать, сколько всего было ребят?
Решение. №15 (с. 123)
Решение 2. №15 (с. 123)
Для решения задачи введем следующие обозначения:
- $Ч$ — общее количество собранной черники.
- $З$ — общее количество собранной земляники.
- $N$ — общее количество ребят.
По условию, Лёша собрал $\frac{1}{9}$ всей черники и $\frac{1}{11}$ всей земляники. Обозначим количество черники, собранное Лёшей, как $Л_ч$, а земляники — как $Л_з$.
$Л_ч = \frac{1}{9} Ч$
$Л_з = \frac{1}{11} З$
Общее количество ягод, которое собрал Лёша, равно $Л_ч + Л_з$.
Также в условии сказано, что все ребята собрали ягод поровну. Общее количество всех ягод равно $Ч + З$. Следовательно, каждый из $N$ ребят собрал $\frac{Ч + З}{N}$ ягод. Это же количество собрал и Лёша.
Приравняем два выражения для количества ягод, собранных Лёшей:
$Л_ч + Л_з = \frac{Ч + З}{N}$
Из первых двух уравнений выразим $Ч$ и $З$ через $Л_ч$ и $Л_з$:
$Ч = 9 \cdot Л_ч$
$З = 11 \cdot Л_з$
Теперь подставим эти выражения в уравнение равенства долей:
$Л_ч + Л_з = \frac{9 \cdot Л_ч + 11 \cdot Л_з}{N}$
Умножим обе части на $N$:
$N(Л_ч + Л_з) = 9 \cdot Л_ч + 11 \cdot Л_з$
$N \cdot Л_ч + N \cdot Л_з = 9 \cdot Л_ч + 11 \cdot Л_з$
Сгруппируем слагаемые с $Л_ч$ в одной части, а с $Л_з$ — в другой:
$N \cdot Л_ч - 9 \cdot Л_ч = 11 \cdot Л_з - N \cdot Л_з$
$Л_ч(N - 9) = Л_з(11 - N)$
Поскольку Лёша собрал какое-то количество ягод обоих видов, то $Л_ч > 0$ и $Л_з > 0$. Из этого следует, что выражения в скобках $(N - 9)$ и $(11 - N)$ должны быть одного знака (оба положительные или оба отрицательные), чтобы равенство выполнялось.
- Случай 1: Оба выражения положительны.
$N - 9 > 0 \implies N > 9$
$11 - N > 0 \implies N < 11$
Таким образом, $9 < N < 11$. - Случай 2: Оба выражения отрицательны.
$N - 9 < 0 \implies N < 9$
$11 - N < 0 \implies N > 11$
Одновременно эти условия выполняться не могут.
Так как количество ребят $N$ должно быть целым числом, из неравенства $9 < N < 11$ следует, что $N$ может быть равно только 10.
Докажите, что Лёша собрал столько же ягод черники, сколько и земляники.
Мы получили уравнение $Л_ч(N - 9) = Л_з(11 - N)$ и установили, что $N=10$. Подставим значение $N$ в это уравнение:
$Л_ч(10 - 9) = Л_з(11 - 10)$
$Л_ч \cdot 1 = Л_з \cdot 1$
$Л_ч = Л_з$
Это доказывает, что количество черники, собранной Лёшей, равно количеству собранной им земляники.
Ответ: Доказано.
Можно ли узнать, сколько всего было ребят?
Да, можно. Как было показано в ходе решения, из логических рассуждений следует, что единственно возможное целое количество ребят $N$, удовлетворяющее условиям задачи, — это 10.
Ответ: 10
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по математике за 6 класс, для упражнения номер 15 расположенного на странице 123 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по математике к упражнению №15 (с. 123), авторов: Пирютко (Ольга Николаевна), Терешко (Оксана Александровна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.