Номер 2.19, страница 86 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 2. Функции. Параграф 6. Функция числового аргумента. Область определения, множество значений. Способы задания функции - номер 2.19, страница 86.
№2.19 (с. 86)
Условие. №2.19 (с. 86)
скриншот условия
2.19. Определите, при каких значениях переменной выражение, задающее функцию, имеет смысл:
а) $f(x) = \frac{7}{x^2 - 3x + 2}$;
б) $f(x) = \frac{5}{x} + \frac{x - 1}{3x^2 - 10x + 3}$;
в) $f(x) = \frac{15x + 4}{x^4 - 13x^2 + 36}$.
Решение. №2.19 (с. 86)
Решение 2. №2.19 (с. 86)
а) Выражение, задающее функцию $f(x) = \frac{7}{x^2 - 3x + 2}$, имеет смысл (определено), когда знаменатель дроби не равен нулю. Найдем значения переменной $x$, при которых знаменатель обращается в ноль.
Приравняем знаменатель к нулю и решим полученное уравнение: $x^2 - 3x + 2 = 0$
Это квадратное уравнение. Его корни можно найти, используя теорему Виета. Сумма корней равна 3, а их произведение равно 2. Подбором находим корни: $x_1 = 1$ $x_2 = 2$
Таким образом, знаменатель равен нулю при $x=1$ и $x=2$. Эти значения необходимо исключить из области определения функции.
Ответ: выражение имеет смысл при всех значениях $x$, кроме $x = 1$ и $x = 2$.
б) Выражение $f(x) = \frac{5}{x} + \frac{x-1}{3x^2 - 10x + 3}$ представляет собой сумму двух дробей. Оно имеет смысл, когда знаменатели обеих дробей одновременно не равны нулю.
1. Для первой дроби $\frac{5}{x}$ знаменатель не должен быть равен нулю: $x \neq 0$
2. для второй дроби $\frac{x-1}{3x^2 - 10x + 3}$ знаменатель не должен быть равен нулю: $3x^2 - 10x + 3 \neq 0$
Найдем корни квадратного уравнения $3x^2 - 10x + 3 = 0$ с помощью дискриминанта. $D = b^2 - 4ac = (-10)^2 - 4 \cdot 3 \cdot 3 = 100 - 36 = 64$
Корни уравнения: $x_1 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{10 - \sqrt{64}}{2 \cdot 3} = \frac{10 - 8}{6} = \frac{2}{6} = \frac{1}{3}$ $x_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{10 + \sqrt{64}}{2 \cdot 3} = \frac{10 + 8}{6} = \frac{18}{6} = 3$
Следовательно, знаменатель второй дроби обращается в ноль при $x = \frac{1}{3}$ и $x = 3$.
Объединяя все условия, получаем, что выражение имеет смысл при всех значениях $x$, кроме $0$, $\frac{1}{3}$ и $3$.
Ответ: выражение имеет смысл при всех значениях $x$, кроме $x = 0$, $x = \frac{1}{3}$ и $x = 3$.
в) Выражение, задающее функцию $f(x) = \frac{15x + 4}{x^4 - 13x^2 + 36}$, имеет смысл, когда его знаменатель не равен нулю. $x^4 - 13x^2 + 36 \neq 0$
Найдем значения $x$, при которых знаменатель равен нулю, решив биквадратное уравнение: $x^4 - 13x^2 + 36 = 0$
Введем замену переменной. Пусть $t = x^2$. Так как $x^2 \ge 0$, то и $t \ge 0$. Уравнение принимает вид: $t^2 - 13t + 36 = 0$
Решим это квадратное уравнение относительно $t$ с помощью теоремы Виета. Сумма корней равна 13, произведение равно 36. $t_1 = 4$ $t_2 = 9$ Оба значения положительны, поэтому удовлетворяют условию $t \ge 0$.
Теперь выполним обратную замену:
1. $x^2 = t_1 = 4 \implies x = \pm\sqrt{4} \implies x_1 = 2, x_2 = -2$.
2. $x^2 = t_2 = 9 \implies x = \pm\sqrt{9} \implies x_3 = 3, x_4 = -3$.
Знаменатель равен нулю при $x = -3, -2, 2, 3$. Эти значения должны быть исключены.
Ответ: выражение имеет смысл при всех значениях $x$, кроме $x = \pm 2$ и $x = \pm 3$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 2.19 расположенного на странице 86 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.19 (с. 86), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.