Номер 2.21, страница 87 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 2. Функции. Параграф 6. Функция числового аргумента. Область определения, множество значений. Способы задания функции - номер 2.21, страница 87.
№2.21 (с. 87)
Условие. №2.21 (с. 87)
скриншот условия
2.21. Как найти область определения функции:
a) $y = \sqrt{x+3};$
б) $y = \sqrt{5x-1};$
в) $y = \frac{5}{\sqrt{7-0,1x}};$
г) $y = \sqrt{x^2-6x+8};$
д) $y = \sqrt{10x-x^2-9};$
е) $y = \frac{1}{\sqrt{x^2-25}}?$
Найдите $D(y)$. Обобщите способ решения.
Решение. №2.21 (с. 87)
Решение 2. №2.21 (с. 87)
Область определения функции $D(y)$ — это множество всех значений аргумента $x$, при которых функция имеет смысл (определена).
а) Дана функция $y = \sqrt{x + 3}$.
Функция определена, когда выражение под знаком квадратного корня неотрицательно (больше или равно нулю).
Составим и решим неравенство:
$x + 3 \ge 0$
$x \ge -3$
Таким образом, область определения функции — это все числа, большие или равные -3.
В виде интервала это записывается как $[-3, \infty)$.
Ответ: $D(y) = [-3, \infty)$.
б) Дана функция $y = \sqrt{5x - 1}$.
Выражение под знаком квадратного корня должно быть неотрицательным.
Составим и решим неравенство:
$5x - 1 \ge 0$
$5x \ge 1$
$x \ge \frac{1}{5}$
Область определения функции — это все числа, большие или равные $\frac{1}{5}$.
В виде интервала это записывается как $[\frac{1}{5}, \infty)$.
Ответ: $D(y) = [\frac{1}{5}, \infty)$.
в) Дана функция $y = \frac{5}{\sqrt{7 - 0,1x}}$.
Здесь присутствуют две ограничивающие операции: деление и извлечение квадратного корня. Знаменатель дроби не может быть равен нулю, а выражение под корнем не может быть отрицательным. Так как корень находится в знаменателе, выражение под ним должно быть строго больше нуля.
Составим и решим строгое неравенство:
$7 - 0,1x > 0$
$7 > 0,1x$
Умножим обе части на 10, чтобы избавиться от дроби:
$70 > x$ или $x < 70$
Область определения функции — это все числа, меньшие 70.
В виде интервала это записывается как $(-\infty, 70)$.
Ответ: $D(y) = (-\infty, 70)$.
г) Дана функция $y = \sqrt{x^2 - 6x + 8}$.
Выражение под знаком квадратного корня должно быть неотрицательным.
Решим квадратное неравенство:
$x^2 - 6x + 8 \ge 0$
Сначала найдем корни соответствующего уравнения $x^2 - 6x + 8 = 0$.
По теореме Виета, корни уравнения: $x_1 = 2$, $x_2 = 4$ (так как $2+4=6$ и $2 \cdot 4=8$).
Парабола $y = x^2 - 6x + 8$ имеет ветви, направленные вверх (коэффициент при $x^2$ положителен). Следовательно, значения функции неотрицательны при $x$, находящихся вне интервала между корнями.
Таким образом, решение неравенства: $x \le 2$ или $x \ge 4$.
Область определения — это объединение двух интервалов.
Ответ: $D(y) = (-\infty, 2] \cup [4, \infty)$.
д) Дана функция $y = \sqrt{10x - x^2 - 9}$.
Выражение под знаком квадратного корня должно быть неотрицательным.
Решим неравенство:
$10x - x^2 - 9 \ge 0$
Умножим неравенство на -1, изменив знак на противоположный, чтобы получить стандартный вид квадратного трехчлена:
$x^2 - 10x + 9 \le 0$
Найдем корни уравнения $x^2 - 10x + 9 = 0$.
По теореме Виета, корни: $x_1 = 1$, $x_2 = 9$ (так как $1+9=10$ и $1 \cdot 9=9$).
Парабола $y = x^2 - 10x + 9$ имеет ветви, направленные вверх. Следовательно, значения функции неположительны (меньше или равны нулю) при $x$, находящихся между корнями (включая сами корни).
Решение неравенства: $1 \le x \le 9$.
Ответ: $D(y) = [1, 9]$.
е) Дана функция $y = \frac{1}{\sqrt{x^2 - 25}}$.
Выражение под корнем в знаменателе должно быть строго больше нуля.
Решим строгое неравенство:
$x^2 - 25 > 0$
Разложим левую часть на множители по формуле разности квадратов:
$(x - 5)(x + 5) > 0$
Корни соответствующего уравнения: $x_1 = -5$, $x_2 = 5$.
Парабола $y = x^2 - 25$ имеет ветви, направленные вверх. Значения функции положительны при $x$, находящихся вне интервала между корнями.
Решение неравенства: $x < -5$ или $x > 5$.
Ответ: $D(y) = (-\infty, -5) \cup (5, \infty)$.
Обобщение способа решения
Для нахождения области определения функции $D(y)$ необходимо выполнить следующие шаги:
- Анализ функции. Определить, какие математические операции, имеющие ограничения, присутствуют в формуле функции. Основные ограничения:
- Квадратный корень (и любой корень четной степени): выражение под корнем $\sqrt{f(x)}$ должно быть неотрицательным: $f(x) \ge 0$.
- Знаменатель дроби: знаменатель дроби с числителем $g(x)$ и знаменателем $h(x)$ не может быть равен нулю: $h(x) \ne 0$.
- Логарифм: аргумент логарифма $\log_a(f(x))$ должен быть строго положительным: $f(x) > 0$.
- Составление системы ограничений. Для каждой найденной операции записать соответствующее ей математическое условие в виде неравенства или уравнения, которое не должно выполняться. Если ограничений несколько, они должны выполняться одновременно, что образует систему. Например, для функции $y = \frac{1}{\sqrt{f(x)}}$ оба ограничения (корень и знаменатель) объединяются в одно более сильное: $f(x) > 0$.
- Решение системы. Решить полученные неравенства (или систему неравенств). Методы решения зависят от вида выражений (линейные, квадратные, дробно-рациональные и т.д.).
- Запись результата. Множество решений системы и будет являться областью определения функции. Ответ обычно записывается в виде числового промежутка или объединения промежутков.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 2.21 расположенного на странице 87 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.21 (с. 87), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.