Номер 3.9, страница 146 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 3. Дробно-рациональные уравнения и неравенства. Параграф 10. Дробно-рациональные уравнения - номер 3.9, страница 146.
№3.9 (с. 146)
Условие. №3.9 (с. 146)
скриншот условия
3.9. Решите уравнение, используя алгоритм:
а) $\frac{x-6}{x} = 4;$
б) $\frac{3x}{x+7} = 1;$
в) $\frac{9-x}{x} = -3;$
г) $\frac{3x-1}{x-6} = \frac{1}{5};$
д) $\frac{x^2+3}{x} = 4;$
е) $\frac{6x^2-4}{x} = 5x;$
ж) $2x = \frac{x^2+x}{x-3};$
з) $\frac{25-7x^2}{6x} = -x;$
и) $\frac{3x-20}{x-2} = x;$
к) $x+2 = \frac{15}{x};$
л) $x-3 = \frac{4}{x};$
м) $x = 1 + \frac{2}{x}.$
Решение. №3.9 (с. 146)
Решение 2. №3.9 (с. 146)
а) Решим уравнение $\frac{x-6}{x} = 4$.
1. Область допустимых значений (ОДЗ): знаменатель не должен быть равен нулю, поэтому $x \neq 0$.
2. Умножим обе части уравнения на $x$, чтобы избавиться от дроби:
$x-6 = 4x$
3. Перенесем слагаемые с $x$ в одну сторону, а числа в другую:
$x - 4x = 6$
$-3x = 6$
$x = \frac{6}{-3}$
$x = -2$
4. Проверим, соответствует ли корень ОДЗ. Так как $-2 \neq 0$, корень подходит.
Ответ: $x = -2$.
б) Решим уравнение $\frac{3x}{x+7} = 1$.
1. ОДЗ: $x+7 \neq 0 \implies x \neq -7$.
2. Умножим обе части уравнения на $(x+7)$:
$3x = 1 \cdot (x+7)$
$3x = x+7$
3. Решим полученное линейное уравнение:
$3x - x = 7$
$2x = 7$
$x = \frac{7}{2}$
4. Проверим корень: $\frac{7}{2} \neq -7$. Корень подходит.
Представим неправильную дробь в виде смешанного числа: $\frac{7}{2} = 3\frac{1}{2}$.
Ответ: $x = \mathbf{3}\frac{1}{2}$.
в) Решим уравнение $\frac{9-x}{x} = -3$.
1. ОДЗ: $x \neq 0$.
2. Умножим обе части на $x$:
$9-x = -3x$
3. Решим уравнение:
$3x - x = -9$
$2x = -9$
$x = -\frac{9}{2}$
4. Проверим корень: $-\frac{9}{2} \neq 0$. Корень подходит.
Представим неправильную дробь в виде смешанного числа: $-\frac{9}{2} = -4\frac{1}{2}$.
Ответ: $x = \mathbf{-4}\frac{1}{2}$.
г) Решим уравнение $\frac{3x-1}{x-6} = \frac{1}{5}$.
1. ОДЗ: $x-6 \neq 0 \implies x \neq 6$.
2. Используем свойство пропорции (перекрестное умножение):
$5(3x-1) = 1(x-6)$
$15x - 5 = x - 6$
3. Решим линейное уравнение:
$15x - x = -6 + 5$
$14x = -1$
$x = -\frac{1}{14}$
4. Проверим корень: $-\frac{1}{14} \neq 6$. Корень подходит.
Ответ: $x = -\frac{1}{14}$.
д) Решим уравнение $\frac{x^2+3}{x} = 4$.
1. ОДЗ: $x \neq 0$.
2. Умножим обе части на $x$:
$x^2+3 = 4x$
3. Приведем уравнение к стандартному квадратному виду $ax^2+bx+c=0$:
$x^2 - 4x + 3 = 0$
4. Решим квадратное уравнение. По теореме Виета, сумма корней равна 4, а их произведение равно 3. Подбором находим корни: $x_1 = 1, x_2 = 3$.
5. Оба корня ($1$ и $3$) не равны нулю, значит, они удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: $x_1 = 1, x_2 = 3$.
е) Решим уравнение $\frac{6x^2-4}{x} = 5x$.
1. ОДЗ: $x \neq 0$.
2. Умножим обе части на $x$:
$6x^2 - 4 = 5x \cdot x$
$6x^2 - 4 = 5x^2$
3. Решим уравнение:
$6x^2 - 5x^2 = 4$
$x^2 = 4$
$x_1 = 2, x_2 = -2$
4. Оба корня ($2$ и $-2$) удовлетворяют ОДЗ ($x \neq 0$).
Ответ: $x_1 = 2, x_2 = -2$.
ж) Решим уравнение $2x = \frac{x^2+x}{x-3}$.
1. ОДЗ: $x-3 \neq 0 \implies x \neq 3$.
2. Умножим обе части на $(x-3)$:
$2x(x-3) = x^2+x$
$2x^2 - 6x = x^2+x$
3. Приведем к стандартному квадратному виду:
$2x^2 - x^2 - 6x - x = 0$
$x^2 - 7x = 0$
4. Решим неполное квадратное уравнение, вынеся $x$ за скобки:
$x(x-7) = 0$
$x_1 = 0$ или $x-7=0 \implies x_2 = 7$.
5. Оба корня ($0$ и $7$) не равны 3, значит, они удовлетворяют ОДЗ.
Ответ: $x_1 = 0, x_2 = 7$.
з) Решим уравнение $\frac{25-7x^2}{6x} = -x$.
1. ОДЗ: $6x \neq 0 \implies x \neq 0$.
2. Умножим обе части на $6x$:
$25 - 7x^2 = -x \cdot 6x$
$25 - 7x^2 = -6x^2$
3. Решим уравнение:
$25 = -6x^2 + 7x^2$
$25 = x^2$
$x_1 = 5, x_2 = -5$
4. Оба корня ($5$ и $-5$) удовлетворяют ОДЗ ($x \neq 0$).
Ответ: $x_1 = 5, x_2 = -5$.
и) Решим уравнение $\frac{3x-20}{x-2} = x$.
1. ОДЗ: $x-2 \neq 0 \implies x \neq 2$.
2. Умножим обе части на $(x-2)$:
$3x-20 = x(x-2)$
$3x-20 = x^2 - 2x$
3. Приведем к стандартному квадратному виду:
$0 = x^2 - 2x - 3x + 20$
$x^2 - 5x + 20 = 0$
4. Найдем дискриминант $D = b^2 - 4ac$:
$D = (-5)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 20 = 25 - 80 = -55$
5. Так как $D < 0$, уравнение не имеет действительных корней.
Ответ: корней нет.
к) Решим уравнение $x+2 = \frac{15}{x}$.
1. ОДЗ: $x \neq 0$.
2. Умножим обе части на $x$:
$x(x+2) = 15$
$x^2 + 2x = 15$
3. Приведем к стандартному квадратному виду:
$x^2 + 2x - 15 = 0$
4. Решим по теореме Виета: сумма корней равна -2, произведение равно -15. Корни: $x_1 = 3, x_2 = -5$.
5. Оба корня ($3$ и $-5$) удовлетворяют ОДЗ ($x \neq 0$).
Ответ: $x_1 = 3, x_2 = -5$.
л) Решим уравнение $x-3 = \frac{4}{x}$.
1. ОДЗ: $x \neq 0$.
2. Умножим обе части на $x$:
$x(x-3) = 4$
$x^2 - 3x = 4$
3. Приведем к стандартному квадратному виду:
$x^2 - 3x - 4 = 0$
4. Решим по теореме Виета: сумма корней равна 3, произведение равно -4. Корни: $x_1 = 4, x_2 = -1$.
5. Оба корня ($4$ и $-1$) удовлетворяют ОДЗ ($x \neq 0$).
Ответ: $x_1 = 4, x_2 = -1$.
м) Решим уравнение $x = 1 + \frac{2}{x}$.
1. ОДЗ: $x \neq 0$.
2. Умножим обе части на $x$:
$x \cdot x = 1 \cdot x + \frac{2}{x} \cdot x$
$x^2 = x + 2$
3. Приведем к стандартному квадратному виду:
$x^2 - x - 2 = 0$
4. Решим по теореме Виета: сумма корней равна 1, произведение равно -2. Корни: $x_1 = 2, x_2 = -1$.
5. Оба корня ($2$ и $-1$) удовлетворяют ОДЗ ($x \neq 0$).
Ответ: $x_1 = 2, x_2 = -1$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 3.9 расположенного на странице 146 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.9 (с. 146), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.