Номер 39, страница 269 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Итоговое повторение. Числа и вычисления - номер 39, страница 269.
№39 (с. 269)
Условие. №39 (с. 269)
скриншот условия
39*. Значения каких выражений являются иррациональ-
ными числами:
a) $\sqrt{10 - 4\sqrt{6}}$;
б) $\sqrt{15 - 6\sqrt{6}}$;
в) $\sqrt{21 - 12\sqrt{3} - 2\sqrt{3}}$?
Решение. №39 (с. 269)
Решение 2. №39 (с. 269)
Чтобы определить, какие из данных выражений имеют иррациональные значения, необходимо упростить каждое из них. Мы будем использовать формулу для преобразования вложенных радикалов, которая основана на формуле квадрата разности $(a-b)^2 = a^2 - 2ab + b^2$. Из этого следует, что $\sqrt{X - 2\sqrt{Y}} = \sqrt{(\sqrt{a}-\sqrt{b})^2} = |\sqrt{a}-\sqrt{b}|$, где $a+b=X$ и $ab=Y$.
а) $\sqrt{10 - 4\sqrt{6}}$Представим подкоренное выражение в виде, удобном для применения формулы. Для этого преобразуем $4\sqrt{6}$ в вид $2\sqrt{Y}$:
$10 - 4\sqrt{6} = 10 - 2 \cdot 2\sqrt{6} = 10 - 2\sqrt{4 \cdot 6} = 10 - 2\sqrt{24}$.
Теперь ищем два числа, сумма которых равна 10, а произведение — 24. Это числа 6 и 4.
Следовательно, выражение можно записать как:
$10 - 2\sqrt{24} = (\sqrt{6})^2 - 2\sqrt{6 \cdot 4} + (\sqrt{4})^2 = (\sqrt{6} - \sqrt{4})^2 = (\sqrt{6}-2)^2$.
Теперь извлечем корень:
$\sqrt{10 - 4\sqrt{6}} = \sqrt{(\sqrt{6}-2)^2} = |\sqrt{6}-2|$.
Так как $\sqrt{6} \approx 2.45$, то $\sqrt{6} > 2$, и значение выражения $\sqrt{6}-2$ положительно. Значит, модуль можно опустить.
Результат равен $\sqrt{6}-2$. Это число является иррациональным, так как является разностью иррационального числа $\sqrt{6}$ и рационального числа 2.
Ответ: значение выражения равно $\sqrt{6}-2$, что является иррациональным числом.
б) $\sqrt{15 - 6\sqrt{6}}$Аналогично предыдущему пункту, преобразуем подкоренное выражение:
$15 - 6\sqrt{6} = 15 - 2 \cdot 3\sqrt{6} = 15 - 2\sqrt{9 \cdot 6} = 15 - 2\sqrt{54}$.
Ищем два числа, сумма которых 15, а произведение 54. Это числа 9 и 6.
$15 - 2\sqrt{54} = (\sqrt{9})^2 - 2\sqrt{9 \cdot 6} + (\sqrt{6})^2 = (\sqrt{9} - \sqrt{6})^2 = (3-\sqrt{6})^2$.
Извлекаем корень:
$\sqrt{15 - 6\sqrt{6}} = \sqrt{(3-\sqrt{6})^2} = |3-\sqrt{6}|$.
Так как $3 = \sqrt{9}$, а $\sqrt{9} > \sqrt{6}$, то $3-\sqrt{6} > 0$. Модуль можно опустить.
Результат равен $3-\sqrt{6}$. Это число является иррациональным.
Ответ: значение выражения равно $3-\sqrt{6}$, что является иррациональным числом.
в) $\sqrt{21 - 12\sqrt{3}} - 2\sqrt{3}$Сначала упростим радикал $\sqrt{21 - 12\sqrt{3}}$.
$21 - 12\sqrt{3} = 21 - 2 \cdot 6\sqrt{3} = 21 - 2\sqrt{36 \cdot 3} = 21 - 2\sqrt{108}$.
Ищем два числа, сумма которых 21, а произведение 108. Это числа 12 и 9.
$21 - 2\sqrt{108} = (\sqrt{12})^2 - 2\sqrt{12 \cdot 9} + (\sqrt{9})^2 = (\sqrt{12}-\sqrt{9})^2 = (2\sqrt{3}-3)^2$.
Извлекаем корень:
$\sqrt{21 - 12\sqrt{3}} = \sqrt{(2\sqrt{3}-3)^2} = |2\sqrt{3}-3|$.
Так как $(2\sqrt{3})^2 = 12$ и $3^2=9$, то $2\sqrt{3} > 3$, и значение выражения $2\sqrt{3}-3$ положительно.
$\sqrt{21 - 12\sqrt{3}} = 2\sqrt{3}-3$.
Теперь подставим полученный результат в исходное выражение:
$(2\sqrt{3}-3) - 2\sqrt{3} = 2\sqrt{3} - 3 - 2\sqrt{3} = -3$.
Результат равен -3. Это целое число, следовательно, оно является рациональным.
Ответ: значение выражения равно $-3$, что является рациональным числом.
Таким образом, на вопрос "Значения каких выражений являются иррациональными числами?" ответом будут выражения из пунктов а) и б).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 39 расположенного на странице 269 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №39 (с. 269), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.