Номер 295, страница 203 - гдз по алгебре 11 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый, зелёный с графиком
ISBN: 978-985-03-3165-6
Популярные ГДЗ в 11 классе
Упражнения для итогового повторения. Выражения и их преобразования - номер 295, страница 203.
№295 (с. 203)
Условие. №295 (с. 203)
скриншот условия
295. Найдите нули функции:
а) $y = \sqrt{x + 7} - x + 1;$
б) $y = \sqrt{4 + 2x - x^2} - x + 2;$
в) $y = \sqrt[3]{x^2 - 4 - x^3} + x.$
Решение. №295 (с. 203)
Решение 2. №295 (с. 203)
а)
Дана функция $y = \sqrt{x+7} - x + 1$.
Чтобы найти нули функции, необходимо решить уравнение $y=0$:
$\sqrt{x+7} - x + 1 = 0$
Сначала определим область допустимых значений (ОДЗ) функции. Выражение под знаком квадратного корня должно быть неотрицательным:
$x+7 \ge 0 \implies x \ge -7$.
Теперь уединим корень в левой части уравнения:
$\sqrt{x+7} = x - 1$
Левая часть уравнения (арифметический квадратный корень) по определению неотрицательна. Следовательно, правая часть также должна быть неотрицательной:
$x - 1 \ge 0 \implies x \ge 1$.
Это условие является более строгим, чем ОДЗ, поэтому будем использовать его для проверки корней.
Возведем обе части уравнения в квадрат, чтобы избавиться от корня:
$(\sqrt{x+7})^2 = (x - 1)^2$
$x + 7 = x^2 - 2x + 1$
Перенесем все члены в одну сторону, чтобы получить стандартное квадратное уравнение:
$x^2 - 3x - 6 = 0$
Решим это уравнение с помощью формулы для корней квадратного уравнения $x = \frac{-b \pm \sqrt{b^2 - 4ac}}{2a}$.
Для нашего уравнения $a=1, b=-3, c=-6$.
Дискриминант $D = b^2 - 4ac = (-3)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-6) = 9 + 24 = 33$.
Корни уравнения: $x_1 = \frac{3 + \sqrt{33}}{2}$ и $x_2 = \frac{3 - \sqrt{33}}{2}$.
Теперь необходимо проверить, удовлетворяют ли найденные корни условию $x \ge 1$.
Для корня $x_1 = \frac{3 + \sqrt{33}}{2}$. Поскольку $5 < \sqrt{33} < 6$, то $x_1 \approx \frac{3 + 5.7}{2} = 4.35$. Это значение больше 1, следовательно, $x_1$ является решением.
Для корня $x_2 = \frac{3 - \sqrt{33}}{2}$. $x_2 \approx \frac{3 - 5.7}{2} = -1.35$. Это значение меньше 1, следовательно, $x_2$ — посторонний корень, который появился из-за возведения в квадрат.
Таким образом, функция имеет один нуль.
Ответ: $x = \frac{3 + \sqrt{33}}{2}$.
б)
Дана функция $y = \sqrt{4+2x-x^2} - x + 2$.
Для нахождения нулей решим уравнение $y=0$:
$\sqrt{4+2x-x^2} - x + 2 = 0$
ОДЗ: $4+2x-x^2 \ge 0$, что эквивалентно $x^2 - 2x - 4 \le 0$. Найдем корни ثلاثчлена $x^2 - 2x - 4 = 0$ по формуле: $x = \frac{2 \pm \sqrt{(-2)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-4)}}{2} = \frac{2 \pm \sqrt{4+16}}{2} = \frac{2 \pm \sqrt{20}}{2} = 1 \pm \sqrt{5}$. Поскольку ветви параболы $f(x)=x^2 - 2x - 4$ направлены вверх, неравенство $f(x) \le 0$ выполняется между корнями. Таким образом, ОДЗ: $x \in [1-\sqrt{5}, 1+\sqrt{5}]$.
Уединим корень:
$\sqrt{4+2x-x^2} = x - 2$
Правая часть уравнения должна быть неотрицательной: $x - 2 \ge 0 \implies x \ge 2$.
Объединяя это условие с ОДЗ, получаем окончательное ограничение для $x$: $x \in [2, 1+\sqrt{5}]$.
Возведем обе части уравнения в квадрат:
$4+2x-x^2 = (x-2)^2$
$4+2x-x^2 = x^2 - 4x + 4$
Приведем подобные члены:
$2x^2 - 6x = 0$
$2x(x - 3) = 0$
Получаем два возможных корня: $x_1 = 0$ и $x_2 = 3$.
Проверим их на соответствие условию $x \in [2, 1+\sqrt{5}]$.
$x_1 = 0$: $0$ не принадлежит отрезку $[2, 1+\sqrt{5}]$, так как $0 < 2$. Это посторонний корень.
$x_2 = 3$: Проверим, принадлежит ли 3 отрезку $[2, 1+\sqrt{5}]$. $2 \le 3$ — верно. $3 \le 1+\sqrt{5} \iff 2 \le \sqrt{5} \iff 4 \le 5$ — верно. Следовательно, $x=3$ является решением.
Ответ: $x = 3$.
в)
Дана функция $y = \sqrt[3]{x^2 - 4 - x^3} + x$.
Приравняем функцию к нулю, чтобы найти ее нули:
$\sqrt[3]{x^2 - 4 - x^3} + x = 0$
Область определения кубического корня — все действительные числа, поэтому ОДЗ здесь $x \in \mathbb{R}$.
Уединим корень:
$\sqrt[3]{x^2 - 4 - x^3} = -x$
Возведем обе части уравнения в третью степень:
$(\sqrt[3]{x^2 - 4 - x^3})^3 = (-x)^3$
$x^2 - 4 - x^3 = -x^3$
Прибавим $x^3$ к обеим частям уравнения:
$x^2 - 4 = 0$
$x^2 = 4$
Отсюда получаем два корня: $x_1 = 2$ и $x_2 = -2$.
Возведение в нечетную степень является равносильным преобразованием, поэтому посторонние корни не появляются. Выполним проверку для уверенности.
Проверка для $x=2$:
$y(2) = \sqrt[3]{2^2 - 4 - 2^3} + 2 = \sqrt[3]{4 - 4 - 8} + 2 = \sqrt[3]{-8} + 2 = -2 + 2 = 0$.
Проверка для $x=-2$:
$y(-2) = \sqrt[3]{(-2)^2 - 4 - (-2)^3} + (-2) = \sqrt[3]{4 - 4 - (-8)} - 2 = \sqrt[3]{8} - 2 = 2 - 2 = 0$.
Оба значения являются нулями функции.
Ответ: $x = -2, x = 2$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 295 расположенного на странице 203 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №295 (с. 203), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.