Номер 735, страница 216 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Параграф 11. Геометрические построения - номер 735, страница 216.

№735 (с. 216)
Условие. №735 (с. 216)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 216, номер 735, Условие

735. Постройте параллелограмм по его:

а) двум смежным сторонам и диагонали;

б) стороне и двум диагоналям;

в) диагоналям и углу между ними;

г) стороне, высоте, проведенной к этой стороне, и диагонали;

д) сторонам и одному из углов;

е) сторонам и высоте;

ж) диагоналям и высоте;

з) стороне, сумме диагоналей и углу между ними;

и) стороне, разности диагоналей и углу между ними;

к) стороне, сумме диагонали с другой стороной и одному из углов;

л) стороне, разности диагонали с другой стороной и одному из углов;

м) периметру, диагонали и углу между этой диагональю и стороной;

н) одному из его углов и двум высотам;

о) сторонам и углу между диагоналями;

п) углу и двум диагоналям.

Решение 2. №735 (с. 216)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 216, номер 735, Решение 2 Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 216, номер 735, Решение 2 (продолжение 2) Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 216, номер 735, Решение 2 (продолжение 3)
Решение 3. №735 (с. 216)

а) двум смежным сторонам и диагонали;

Пусть даны отрезки a и b — смежные стороны параллелограмма, и отрезок d — диагональ, выходящая из общей вершины этих сторон.

  1. Построим треугольник по трем сторонам a, b и d. Пусть это будет треугольник ABC, где AB = a, BC = b и диагональ AC = d.
    1. Строим отрезок AB длиной a.
    2. Из точки A проводим дугу окружности радиусом d.
    3. Из точки B проводим дугу окружности радиусом b.
    4. Точка пересечения этих дуг будет вершиной C. Соединяем точки A, B и C.
  2. Теперь нужно найти четвертую вершину D. В параллелограмме противолежащие стороны равны, поэтому AD = BC = b и CD = AB = a.
    1. Из точки A проводим дугу окружности радиусом b.
    2. Из точки C проводим дугу окружности радиусом a.
    3. Точка пересечения этих дуг (отличная от B) будет вершиной D.
  3. Соединяем последовательно вершины A, B, C и D. Полученный четырехугольник ABCD является искомым параллелограммом.

Ответ: Задача решена.

б) стороне и двум диагоналям;

Пусть даны сторона a и диагонали $d_1$ и $d_2$. Свойство параллелограмма: диагонали точкой пересечения делятся пополам. Рассмотрим треугольник AOB, где O — точка пересечения диагоналей. Стороны этого треугольника равны AB = a, AO = $d_1/2$, BO = $d_2/2$.

  1. Сначала построим треугольник AOB по трем сторонам.
    1. Строим отрезок AB длиной a.
    2. Из точки A проводим дугу окружности радиусом $d_1/2$. (Для этого нужно поделить отрезок $d_1$ пополам с помощью циркуля и линейки).
    3. Из точки B проводим дугу окружности радиусом $d_2/2$.
    4. Точка пересечения дуг будет точкой O.
  2. Теперь найдем вершины C и D.
    1. Проводим луч AO и откладываем на нем за точкой O отрезок OC, равный AO. Получаем вершину C.
    2. Проводим луч BO и откладываем на нем за точкой O отрезок OD, равный BO. Получаем вершину D.
  3. Соединяем последовательно вершины A, B, C и D. ABCD — искомый параллелограмм.

Ответ: Задача решена.

в) диагоналям и углу между ними;

Пусть даны диагонали $d_1$ и $d_2$ и угол $\alpha$ между ними.

  1. Строим две пересекающиеся прямые, образующие угол $\alpha$. Точку их пересечения обозначим O.
  2. На одной из прямых от точки O в противоположные стороны откладываем отрезки OA и OC, равные половине диагонали $d_1$, то есть $OA = OC = d_1/2$.
  3. На другой прямой от точки O в противоположные стороны откладываем отрезки OB и OD, равные половине диагонали $d_2$, то есть $OB = OD = d_2/2$.
  4. Соединяем последовательно точки A, B, C и D. Так как диагонали четырехугольника ABCD пересекаются в точке O и делятся ею пополам, то ABCD — параллелограмм.

Ответ: Задача решена.

г) стороне, высоте, проведенной к этой стороне, и диагонали;

Пусть даны сторона a, высота h, проведенная к этой стороне, и диагональ d. Возможны два случая в зависимости от того, какая диагональ дана.

Случай 1: Диагональ d соединяет вершины, одна из которых принадлежит данной стороне a (например, сторона AB=a, диагональ AC=d, высота из вершины C на прямую AB равна h).

  1. Проводим произвольную прямую l.
  2. Строим прямую m, параллельную прямой l, на расстоянии h от нее.
  3. На прямой l выбираем произвольную точку A и откладываем отрезок AB = a.
  4. Из точки A проводим дугу окружности радиусом d. Эта дуга пересечет прямую m в искомой вершине C. (Задача может иметь два, одно или ни одного решения в зависимости от числа точек пересечения).
  5. Чтобы найти четвертую вершину D, откладываем на прямой m от точки C отрезок CD, равный и параллельный отрезку BA.
  6. Соединяем точки A, B, C, D. Искомый параллелограмм построен.

Случай 2: Диагональ d соединяет вершины, не принадлежащие данной стороне a (например, сторона AB=a, диагональ BD=d, высота из вершины D на прямую AB равна h).

  1. Аналогично первому случаю, строим две параллельные прямые l и m на расстоянии h друг от друга.
  2. На прямой l выбираем точку A и откладываем отрезок AB = a.
  3. Из точки B проводим дугу окружности радиусом d. Эта дуга пересечет прямую m в искомой вершине D.
  4. Чтобы найти четвертую вершину C, откладываем на прямой m от точки D отрезок DC, равный и параллельный отрезку AB.
  5. Соединяем точки A, B, C, D. Искомый параллелограмм построен.

Ответ: Задача решена.

д) сторонам и одному из углов;

Пусть даны смежные стороны a и b и угол $\alpha$ между ними.

  1. Строим угол, равный данному углу $\alpha$. Обозначим его вершину A.
  2. На одной стороне угла откладываем от вершины A отрезок AD, равный b.
  3. На другой стороне угла откладываем от вершины A отрезок AB, равный a.
  4. Для нахождения четвертой вершины C:
    1. Из точки B проводим дугу окружности радиусом b.
    2. Из точки D проводим дугу окружности радиусом a.
    3. Точка пересечения этих дуг будет вершиной C.
  5. Соединяем B с C и D с C. Параллелограмм ABCD построен.

Ответ: Задача решена.

е) сторонам и высоте;

Пусть даны смежные стороны a, b и высота $h_a$, проведенная к стороне a.

  1. Проводим произвольную прямую l.
  2. Строим прямую m, параллельную l, на расстоянии $h_a$ от нее.
  3. На прямой l выбираем произвольную точку A.
  4. Из точки A проводим дугу окружности радиусом b. Точка пересечения этой дуги с прямой m будет вершиной D. (Если $b < h_a$, решений нет).
  5. На прямой l откладываем от точки A отрезок AB, равный a.
  6. На прямой m откладываем от точки D отрезок DC, равный и параллельный AB.
  7. Соединяем последовательно A, B, C, D. Искомый параллелограмм построен.

Ответ: Задача решена.

ж) диагоналям и высоте;

Пусть даны диагонали $d_1$, $d_2$ и высота h (например, опущенная на сторону, содержащую вершины A и B).

  1. Строим две параллельные прямые l и m на расстоянии h друг от друга. Вершины A и B будут лежать на прямой l, а C и D — на прямой m.
  2. Выбираем на прямой l произвольную точку B.
  3. Из точки B проводим дугу окружности радиусом $d_2$ (диагональ BD). Точка пересечения этой дуги с прямой m будет вершиной D.
  4. Находим середину O отрезка BD. Это будет точка пересечения диагоналей.
  5. Через точку O должна проходить вторая диагональ AC длиной $d_1$. Вершина A должна лежать на прямой l. Таким образом, A является точкой пересечения прямой l и окружности с центром O и радиусом $d_1/2$. Строим эту окружность и находим точку A.
  6. Вершину C находим, продлив отрезок AO за точку O на такое же расстояние: OC = AO.
  7. Соединяем точки A, B, C, D. Искомый параллелограмм построен.

Ответ: Задача решена.

з) стороне, сумме диагоналей и углу между ними;

Пусть даны сторона a, сумма диагоналей $S = d_1 + d_2$ и угол $\alpha$ между диагоналями. Построение сводится к построению треугольника AOB (где O - точка пересечения диагоналей) по стороне AB=a, сумме двух других сторон $AO+BO = S/2$ и углу $\alpha$ между ними.

  1. Сначала строим вспомогательный треугольник AOB:
    1. Делим пополам данный угол $\alpha$, чтобы получить угол $\alpha/2$.
    2. Делим пополам отрезок S, чтобы получить $S/2$.
    3. Строим отрезок AK длиной $S/2$.
    4. В точке K строим луч KM так, чтобы $\angle AKM = \alpha/2$.
    5. Из точки A проводим дугу окружности радиусом a. Точка ее пересечения с лучом KM будет вершиной B.
    6. Строим серединный перпендикуляр к отрезку BK. Точка его пересечения с отрезком AK будет точкой O.
    7. Треугольник AOB построен. В нем $AB=a$, $AO+BO = AO+OK = AK = S/2$, и $\angle AOB = \angle OKB + \angle OBK = 2 \angle OKB = 2(\alpha/2) = \alpha$.
  2. Имея треугольник AOB, строим параллелограмм:
    1. Продлеваем отрезок AO за точку O на расстояние $OC=AO$.
    2. Продлеваем отрезок BO за точку O на расстояние $OD=BO$.
  3. Соединяем точки A, B, C, D. Искомый параллелограмм построен.

Ответ: Задача решена.

и) стороне, разности диагоналей и углу между ними;

Пусть даны сторона a, разность диагоналей $D = |d_1 - d_2|$ и угол $\alpha$ между диагоналями. Как и в предыдущем пункте, построение сводится к построению треугольника AOB по стороне AB=a, разности двух других сторон $|AO-BO| = D/2$ и углу $\alpha$ между ними. Пусть для определенности $d_1 > d_2$.

  1. Строим вспомогательный треугольник AOB:
    1. Делим пополам данный угол $\alpha$, чтобы получить угол $\alpha/2$.
    2. Делим пополам отрезок D, чтобы получить $D/2$.
    3. Строим отрезок AK длиной $D/2$.
    4. В точке K строим луч KM так, чтобы $\angle AKM$ (или смежный с ним) был равен $90^\circ - \alpha/2$. Лучше использовать другой метод: строим $\angle(A,K,B) = \alpha/2$ (этот угол внешний). Или $\angle(K,B,A)=\alpha/2$. Давайте воспользуемся проверенным методом: строим $\triangle ABK$, где $AK=D/2$, $AB=a$, $\angle AKB = 180^\circ - \alpha/2$. Нет, это неверно. Правильная последовательность:
    5. Строим отрезок AK длиной $D/2$.
    6. В точке K строим луч KM так, чтобы $\angle AKM = (180 - \alpha)/2$.
    7. Из точки A проводим дугу радиусом a. Точка пересечения с лучом KM будет вершина B.
    8. Строим серединный перпендикуляр к отрезку BK. Его точка пересечения с прямой AK будет точка O.
    9. В полученном $\triangle AOB$, $AB=a$, $AO-BO=AO-OK=AK=D/2$, $\angle AOB = 180 - \angle BOK$. В равнобедренном $\triangle BOK$, $\angle KOB = 180 - 2\angle OKB = 180 - 2(180-\alpha)/2 = \alpha$. Значит $\angle AOB = 180 - \alpha$. Чтобы получить угол $\alpha$, нужно в шаге 2б строить $\angle AKM = \alpha/2$. Тогда $\angle KOB = 180 - 2(\alpha/2) = 180-\alpha$, а $\angle AOB=\alpha$.
  2. Имея треугольник AOB, строим параллелограмм, как в пункте (з).

Ответ: Задача решена.

к) стороне, сумме диагонали с другой стороной и одному из углов;

Пусть дана сторона $AB=a$, сумма $AD+BD=S$ и угол $\angle DAB = \alpha$. Задача сводится к построению треугольника ABD по стороне, прилежащему углу и сумме двух других сторон.

  1. Строим угол, равный $\alpha$. Обозначим его вершину A.
  2. На одной стороне угла откладываем отрезок AB = a.
  3. На другой стороне угла откладываем отрезок AK = S.
  4. Соединяем точки B и K.
  5. Строим серединный перпендикуляр к отрезку BK.
  6. Точка пересечения этого перпендикуляра с отрезком AK будет искомой вершиной D. (Так как D лежит на серединном перпендикуляре, то DB=DK. Тогда AD+DB = AD+DK = AK = S).
  7. Получив треугольник ABD, достраиваем его до параллелограмма ABCD (например, проведя через B прямую, параллельную AD, и через D прямую, параллельную AB).

Ответ: Задача решена.

л) стороне, разности диагонали с другой стороной и одному из углов;

Пусть дана сторона $AB=a$, разность $D=|AD-BD|$ и угол $\angle DAB = \alpha$. Задача сводится к построению треугольника ABD.

Случай 1: AD - BD = D > 0.

  1. Строим угол, равный $\alpha$, с вершиной A.
  2. На одной стороне угла откладываем отрезок AB = a.
  3. На другой стороне угла откладываем отрезок AK = D.
  4. Соединяем точки B и K.
  5. Строим серединный перпендикуляр к отрезку BK.
  6. Точка пересечения этого перпендикуляра с прямой AK будет вершиной D. (DB=DK, поэтому AD-DB = AD-DK = AK = D).
  7. Достраиваем $\triangle ABD$ до параллелограмма.

Случай 2: BD - AD = D > 0.

  1. Строим угол, равный $\alpha$, с вершиной A.
  2. На одной стороне угла откладываем отрезок AB = a.
  3. На другой стороне угла, но в направлении, противоположном лучу, откладываем отрезок AK = D (так, чтобы A оказалось между K и D).
  4. Соединяем B и K.
  5. Строим серединный перпендикуляр к BK. Точка его пересечения с прямой, содержащей луч, будет вершиной D. (DB=DK, BD-AD = DK-AD = AK = D).
  6. Достраиваем $\triangle ABD$ до параллелограмма.

Ответ: Задача решена.

м) периметру, диагонали и углу между этой диагональю и стороной;

Пусть дан периметр P, диагональ $d_1=AC$ и угол $\angle BAC = \beta$. Половина периметра равна сумме смежных сторон $a+b = P/2$. Задача сводится к построению треугольника ABC по стороне $AC=d_1$, углу $\angle BAC = \beta$ и сумме двух других сторон $AB+BC = P/2$.

  1. Строим угол, равный $\beta$, с вершиной A.
  2. На одной стороне угла откладываем отрезок AC = $d_1$.
  3. На другой стороне угла откладываем отрезок AK = $P/2$.
  4. Соединяем точки C и K.
  5. Строим серединный перпендикуляр к отрезку CK.
  6. Точка пересечения этого перпендикуляра с отрезком AK будет вершиной B. (BC=BK, поэтому AB+BC = AB+BK = AK = P/2).
  7. Получив $\triangle ABC$, достраиваем его до параллелограмма ABCD.

Ответ: Задача решена.

н) одному из его углов и двум высотам;

Пусть дан угол $\alpha$ и высоты $h_a$ и $h_b$. Площадь параллелограмма $S = a \cdot h_a = b \cdot h_b$, откуда следует, что $a/b = h_b/h_a$.

  1. Строим прямоугольный треугольник по катету и противолежащему углу. Пусть это будет $\triangle ADH$, где $\angle AHD = 90^\circ$, катет $DH=h_a$ и противолежащий угол $\angle DAH = \alpha$. Это даст нам сторону $b=AD$.
  2. Теперь нужно построить сторону a. Используем соотношение $a = b \cdot h_b / h_a$. Это задача на построение четвертого пропорционального отрезка.
    1. Строим произвольный угол.
    2. На одной его стороне от вершины откладываем отрезки $h_a$ и $h_b$.
    3. На другой стороне откладываем отрезок b.
    4. Соединяем конец отрезка $h_a$ с концом отрезка b.
    5. Через конец отрезка $h_b$ проводим прямую, параллельную построенной. Она отсечет на второй стороне угла искомый отрезок a.
  3. Теперь у нас есть две смежные стороны a, b и угол $\alpha$ между ними. Строим параллелограмм по этим данным, как в пункте (д).

Ответ: Задача решена.

о) сторонам и углу между диагоналями;

Вероятно, имеется в виду "двум сторонам и углу между диагоналями". Пусть даны стороны a, b и угол $\alpha$ между диагоналями.

  1. Известны формулы, связывающие стороны и диагонали параллелограмма: $a^2 = (d_1/2)^2 + (d_2/2)^2 - 2(d_1/2)(d_2/2)\cos\alpha$ $b^2 = (d_1/2)^2 + (d_2/2)^2 - 2(d_1/2)(d_2/2)\cos(180^\circ-\alpha) = (d_1/2)^2 + (d_2/2)^2 + 2(d_1/2)(d_2/2)\cos\alpha$
  2. Складывая и вычитая эти уравнения, получаем: $a^2+b^2 = 2((d_1/2)^2 + (d_2/2)^2) = (d_1^2+d_2^2)/2$ $b^2-a^2 = (d_1 d_2 / 2) \cos\alpha \cdot 2 = d_1 d_2 \cos\alpha$
  3. Из этих соотношений можно найти $d_1^2$ и $d_2^2$. Пусть $x=d_1^2, y=d_2^2$. Тогда $x+y=2(a^2+b^2)$ и $xy = ((b^2-a^2)/\cos\alpha)^2$. Решение этой системы уравнений сводится к построению корней квадратного уравнения, что возможно с помощью циркуля и линейки.
  4. После того как длины диагоналей $d_1$ и $d_2$ будут найдены (построены), задача сводится к построению по стороне и двум диагоналям, как в пункте (б).

Ответ: Задача решена.

п) углу и двум диагоналям.

Вероятно, имеется в виду "углу параллелограмма и двум диагоналям". Пусть дан угол параллелограмма $\beta$ и диагонали $d_1, d_2$.

  1. Применим теорему косинусов к треугольникам, на которые параллелограмм делится диагоналями. $d_1^2 = a^2+b^2 - 2ab \cos(180^\circ-\beta) = a^2+b^2+2ab\cos\beta$ $d_2^2 = a^2+b^2 - 2ab \cos\beta$
  2. Складывая и вычитая эти уравнения, получаем: $d_1^2+d_2^2 = 2(a^2+b^2)$ $d_1^2-d_2^2 = 4ab\cos\beta$
  3. Из этих уравнений можно найти $a^2+b^2 = (d_1^2+d_2^2)/2$ и $ab = (d_1^2-d_2^2)/(4\cos\beta)$.
  4. Зная сумму квадратов $S=a^2+b^2$ и произведение $P=ab$, можно найти сами стороны a и b. Например, $(a+b)^2 = S+2P$ и $(a-b)^2 = S-2P$. Построив отрезки $a+b$ и $a-b$, легко найти a и b.
  5. После того как стороны a и b найдены, задача сводится к построению по двум сторонам и углу между ними, как в пункте (д).

Ответ: Задача решена.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 735 расположенного на странице 216 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №735 (с. 216), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.