Номер 741, страница 217 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский
Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.
Тип: Учебник
Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый в клеточку
ISBN: 978-985-11-1251-3
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Раздел 4. Повторение. Параграф 11. Геометрические построения - номер 741, страница 217.
№741 (с. 217)
Условие. №741 (с. 217)
скриншот условия
741. Постройте четырехугольник по его:
а) трем сторонам и двум диагоналям;
б) четырем сторонам и углу;
в) трем сторонам, диагонали и углу;
г) двум смежным сторонам, диагоналям и углу между ними;
д) двум противолежащим сторонам, углу и диагоналям;
е) трем сторонам и двум соседним углам;
ж) двум смежным сторонам, двум соседним углам и углу между диагоналями;
з) двум противолежащим сторонам и трем углам;
и) трем сторонам и углам, прилежащим к четвертой стороне;
к) двум противоположным сторонам и углу между ними;
л) сторонам и углу между двумя противоположными сторонами;
м) диагоналям, углу между ними и двум противоположным углам;
н) сторонам и отрезку, соединяющему середины диагоналей.
Решение 2. №741 (с. 217)
Решение 3. №741 (с. 217)
а) трем сторонам и двум диагоналям;
Пусть даны три последовательные стороны четырехугольника $ABCD$: $AB=a$, $BC=b$, $CD=c$ и две диагонали $AC=d_1$, $BD=d_2$.
Анализ: Четырехугольник $ABCD$ можно разбить на два треугольника: $\triangle ABC$ и $\triangle BCD$ (или $\triangle ABC$ и $\triangle ADC$). Стороны треугольника $ABC$ нам известны ($AB=a$, $BC=b$, $AC=d_1$). Это позволяет построить его. После построения $\triangle ABC$ мы получим вершины A, B, C. Четвертую вершину D можно найти, зная ее расстояния до двух уже построенных вершин. Мы знаем $BD=d_2$ и $CD=c$. Этого достаточно для определения положения точки D.
Построение:
- Строим треугольник $ABC$ по трем сторонам: $AB=a$, $BC=b$, $AC=d_1$. Для этого:
- Откладываем отрезок $AC$ длиной $d_1$.
- Из точки A проводим дугу окружности радиусом $a$.
- Из точки C проводим дугу окружности радиусом $b$.
- Точка пересечения дуг дает нам вершину B.
- Находим вершину D. Для этого:
- Из точки B проводим дугу окружности радиусом $d_2$.
- Из точки C проводим дугу окружности радиусом $c$.
- Точка пересечения этих дуг (с той стороны от прямой BC, где еще нет точек) дает нам вершину D.
- Соединяем последовательно вершины A, B, C, D.
Задача может иметь до двух решений (симметричных относительно прямой AC), в зависимости от выбора положения точки B, и до двух решений для точки D. Условием возможности построения является выполнимость неравенств треугольника для $\triangle ABC$ и $\triangle BCD$.
Ответ: Задача решена.
б) четырем сторонам и углу;
Пусть даны четыре стороны $AB=a$, $BC=b$, $CD=c$, $DA=d$ и угол между двумя соседними сторонами, например, $\angle B$.
Анализ: Знание двух сторон и угла между ними ($AB$, $BC$ и $\angle B$) позволяет однозначно построить треугольник $ABC$. После этого мы будем знать положение вершин A, B, C. Положение вершины D определяется ее расстояниями до точек A ($DA=d$) и C ($CD=c$).
Построение:
- Строим треугольник $ABC$ по двум сторонам и углу между ними ($a, b, \angle B$):
- Откладываем отрезок $AB$ длиной $a$.
- От точки B под углом $\angle B$ к отрезку $AB$ проводим луч.
- На этом луче откладываем отрезок $BC$ длиной $b$.
- Соединяем точки A и C.
- Находим вершину D, используя известные длины сторон $CD=c$ и $DA=d$:
- Из точки C проводим дугу окружности радиусом $c$.
- Из точки A проводим дугу окружности радиусом $d$.
- Точка пересечения дуг дает вершину D.
- Соединяем вершины A, B, C, D.
Задача может иметь одно, два или не иметь решений в зависимости от того, пересекутся ли дуги на втором шаге.
Ответ: Задача решена.
в) трем сторонам, диагонали и углу;
Существует несколько вариантов интерпретации, какой именно набор элементов дан. Выберем вариант, который не является избыточным или противоречивым. Пусть даны стороны $AB=a$, $BC=b$, $CD=c$, диагональ $AC=d_1$ и угол $\angle ACD = \gamma$.
Анализ: Заданные элементы $AB, BC, AC$ позволяют построить треугольник $ABC$. После этого вершины A, B, C будут зафиксированы. Вершину D можно найти, используя оставшиеся данные: мы знаем расстояние от C до D ($CD=c$) и направление из C в D (относительно уже построенного отрезка AC, так как дан угол $\angle ACD$).
Построение:
- Строим треугольник $ABC$ по трем сторонам $a, b, d_1$.
- Для нахождения вершины D:
- От луча CA откладываем угол $\angle ACD = \gamma$ и проводим луч $CX$.
- На луче $CX$ откладываем отрезок $CD$ длиной $c$.
- Полученная точка и есть вершина D.
- Соединяем вершины A, B, C, D.
Ответ: Задача решена.
г) двум смежным сторонам, диагонали и углу между ними;
Формулировка задачи неоднозначна. "Угол между ними" может относиться к разным элементам. Если предположить, что дан угол между двумя смежными сторонами (например, $\angle B$) и диагональ, выходящая из вершины этого угла (например, $BD$), то для построения четырехугольника данных недостаточно. Если же дана диагональ, соединяющая концы смежных сторон (например, $AC$), то ее длина определяется сторонами и углом между ними, и информация избыточна, а для построения четырехугольника данных по-прежнему не хватает.
Рассмотрим одну из возможных "невырожденных" интерпретаций: даны две смежные стороны $AB=a$, $BC=b$, диагональ, не выходящая из их общей вершины, $BD=d_2$, и угол, не прилегающий к общей вершине B, например, $\angle C = \gamma$.
Анализ: Мы можем начать построение с вершины C и угла $\gamma$. На одной стороне угла отложим сторону $BC=b$. Вершина D будет лежать на второй стороне угла. Ее точное положение можно найти, зная ее расстояние до точки B ($BD=d_2$). После нахождения D, вершина A находится на известном расстоянии от B. Но этих данных все еще недостаточно.
Проблема, скорее всего, имеет другую трактовку. Например: даны стороны $AB=a$, $BC=b$, диагональ $AC=d_1$ и некоторый угол, относящийся к четвертой вершине, скажем, $\angle D = \delta$.
Построение (для интерпретации $AB, BC, AC, \angle D$):
- Строим треугольник $ABC$ по трем сторонам $a, b, d_1$.
- Находим вершину D. Известно, что из точки D отрезок AC виден под углом $\delta$. Геометрическим местом точек, удовлетворяющих этому условию, является дуга окружности, построенная на отрезке AC как на хорде.
- Строим эту дугу окружности.
Любая точка D на построенной дуге будет образовывать четырехугольник $ABCD$, удовлетворяющий заданным условиям. Таким образом, в данной интерпретации задача имеет бесконечное множество решений. Скорее всего, в условии задачи имеется неточность или опечатка.
Ответ: В наиболее вероятных интерпретациях задача либо имеет бесконечное множество решений, либо содержит избыточные данные и не определяет четырехугольник однозначно.
д) двум противолежащим сторонам, углу и диагоналям;
Предположим, что даны две противолежащие стороны $AB=a$, $CD=c$, обе диагонали $AC=d_1$, $BD=d_2$ и один из углов четырехугольника, например, $\angle B = \beta$.
Анализ: Мы можем построить треугольник $ABC$, зная две его стороны $AB=a$, $AC=d_1$ и угол $\angle B$, не лежащий между ними (случай SSA). Такое построение может дать 0, 1 или 2 решения для положения точки C. Если $\triangle ABC$ построен, то вершины A, B, C известны. Точку D можно найти как пересечение двух окружностей с центрами в B и C и радиусами $BD=d_2$ и $CD=c$ соответственно.
Построение:
- Строим треугольник $ABC$ по стороне $a$, стороне $d_1$ и противолежащему углу $\beta$.
- Откладываем отрезок $AB$ длиной $a$.
- Из точки B проводим луч $BX$ под углом $\beta$ к $AB$.
- Из точки A проводим дугу окружности радиусом $d_1$.
- Точка (или точки) пересечения луча $BX$ и дуги дает вершину C. Выбираем одно из решений.
- Находим вершину D:
- Из точки B проводим дугу окружности радиусом $d_2$.
- Из точки C проводим дугу окружности радиусом $c$.
- Точка пересечения этих дуг дает вершину D.
- Соединяем вершины A, B, C, D.
Ответ: Задача решена.
е) трем сторонам и двум соседним углам;
Пусть даны три последовательные стороны $AB=a$, $BC=b$, $CD=c$ и два угла, между которыми расположена одна из данных сторон, например, $\angle B = \beta$ и $\angle C = \gamma$.
Анализ: План построения очевиден. Мы можем построить сторону $BC$, а затем из ее концов B и C под заданными углами провести лучи, на которых будут лежать стороны $BA$ и $CD$. Зная длины этих сторон, мы найдем вершины A и D.
Построение:
- Откладываем отрезок $BC$ длиной $b$.
- В точке B откладываем угол $\beta$ относительно отрезка $BC$ и проводим луч $BX$.
- В точке C откладываем угол $\gamma$ относительно отрезка $CB$ (в ту же полуплоскость, что и луч $BX$) и проводим луч $CY$.
- На луче $BX$ откладываем отрезок $BA$ длиной $a$. Получаем вершину A.
- На луче $CY$ откладываем отрезок $CD$ длиной $c$. Получаем вершину D.
- Соединяем точки A и D. Четырехугольник $ABCD$ построен.
Ответ: Задача решена.
ж) двум смежным сторонам, двум соседним углам и углу между диагоналями;
Задано 5 элементов, что в общем случае достаточно для построения четырехугольника. Пусть даны стороны $AB=a$, $BC=b$, углы $\angle B=\beta$, $\angle C=\gamma$ и угол между диагоналями $\varphi$.
Анализ: Мы можем построить вершины A, B, C, используя данные $a, b, \beta$. После этого у нас будет зафиксирована диагональ $AC$. Вершина D должна лежать на луче, выходящем из C под углом $\gamma$ к $CB$. Также линия $BD$ должна пересекать линию $AC$ под углом $\varphi$. Это позволяет найти точку D.
Построение:
- Откладываем отрезок $BC$ длиной $b$.
- В точке B строим угол $\beta$ к $BC$ и на его стороне откладываем отрезок $BA=a$. Получаем вершины A, B, C.
- Проводим прямую $AC$.
- В точке C строим угол $\gamma$ к $CB$ и проводим луч $CY$. Вершина D лежит на этом луче.
- Строим прямую $l$, проходящую через точку B и пересекающую прямую $AC$ под углом $\varphi$. (Для этого можно в любой точке на $AC$ построить прямую под углом $\varphi$, а затем провести через B прямую, параллельную ей). Таких прямых может быть две.
- Точка пересечения прямой $l$ и луча $CY$ есть искомая вершина D.
- Соединяем вершины A, B, C, D.
Ответ: Задача решена.
з) двум противолежащим сторонам и трем углам;
Пусть даны стороны $AB=a$, $CD=c$ и углы $\angle A, \angle B, \angle C$. Четвертый угол $\angle D$ определяется из условия $\angle A + \angle B + \angle C + \angle D = 360^\circ$. Таким образом, нам известны все углы.
Анализ: Задача сводится к построению отрезка $AB$ заданной длины $a$, концы которого лежат на двух непараллельных прямых (`AD` и `BC`), и который имеет заданный наклон относительно этих прямых.
Построение:
- Вычисляем $\angle D = 360^\circ - \angle A - \angle B - \angle C$.
- Проводим произвольную прямую $l$, на которой будет лежать сторона $AD$.
- В произвольной точке D на прямой $l$ строим луч $DX$, образующий с $l$ угол $\angle D$.
- На луче $DX$ откладываем отрезок $DC$ длиной $c$.
- Через точку C проводим прямую $m$ так, чтобы угол между $DC$ и $m$ был равен $\angle C$. Прямая $m$ будет содержать сторону $BC$.
- Теперь нам нужно найти отрезок $AB$ длиной $a$, концы которого лежат на прямых $l$ (точка A) и $m$ (точка B), и при этом $\angle DAB = \angle A$. Это эквивалентно тому, что прямая $AB$ должна образовывать с прямой $l$ угол $180^\circ - \angle A$.
- Для этого выполняем вспомогательное построение: берем любую точку $P$ на прямой $l$ и строим отрезок $PQ$ длиной $a$ под углом $180^\circ - \angle A$ к прямой $l$.
- Через точку $Q$ проводим прямую $l'$, параллельную $l$.
- Пусть $l'$ пересекает прямую $m$ в точке B.
- Вектор $\vec{QB}$ является искомым вектором сдвига. Переносим отрезок $PQ$ на вектор $\vec{QB}$. Его начало $P$ переместится в точку A на прямой $l$, а конец $Q$ - в точку B на прямой $m$.
- Соединяем A, B, C, D.
Ответ: Задача решена.
и) трем сторонам и углам, прилежащим к четвертой стороне;
Пусть даны стороны $AB=a$, $BC=b$, $DA=d$ и углы $\angle C = \gamma$, $\angle D = \delta$, прилежащие к неизвестной стороне $CD$.
Анализ: Длину стороны $CD$ можно найти, решив уравнение, которое связывает данные величины. Опустим перпендикуляры $AA'$ и $BB'$ на прямую $CD$. Тогда из прямоугольного трапеции $AA'B'B$ по теореме Пифагора имеем $AB^2 = (AA'-BB')^2 + A'B'^2$. Выражая $AA'$, $BB'$ и $A'B'$ через известные стороны и углы и неизвестную сторону $CD=x$, получим квадратное уравнение для $x$. $a^2 = (d \sin \delta - b \sin \gamma)^2 + (x - d \cos \delta - b \cos \gamma)^2$. Это уравнение позволяет найти длину $x=CD$ с помощью циркуля и линейки.
Построение:
- Строим вспомогательные отрезки: $h_A = d \sin \delta$, $p_A = d \cos \delta$, $h_B = b \sin \gamma$, $p_B = b \cos \gamma$.
- Строим отрезок $L^2 = a^2 - (h_A-h_B)^2$. Это делается построением прямоугольного треугольника с гипотенузой $a$ и катетом $|h_A-h_B|$. Второй катет будет равен $L$.
- Искомая длина $x = CD$ равна $p_A + p_B \pm L$. Выбираем одно из положительных решений.
- Теперь задача сводится к построению по четырем сторонам $a, b, x, d$ и двум углам $\gamma, \delta$. Это можно сделать, например, как в пункте (е):
- Строим отрезок $CD$ длиной $x$.
- В точках C и D откладываем углы $\gamma$ и $\delta$ и проводим лучи.
- На лучах откладываем отрезки $CB=b$ и $DA=d$.
- Соединяем полученные точки A и B.
Ответ: Задача решена.
к) двум противоположным сторонам и углу между ними;
Формулировка "угол между противоположными сторонами" обычно означает угол между прямыми, содержащими эти стороны. Таких данных (3 элемента) недостаточно для построения четырехугольника. Вероятно, имеется в виду пункт (л), где даны все 4 стороны.
Ответ: Задача в данной формулировке некорректна, так как данных недостаточно.
л) сторонам и углу между двумя противоположными сторонами;
Пусть даны все четыре стороны $AB=a, BC=b, CD=c, DA=d$ и угол $\varphi$ между прямыми, содержащими противоположные стороны $AB$ и $CD$.
Анализ: Используем метод параллельного переноса. Перенесем сторону $AB$ на вектор $\vec{CE}$, так что $ABCE$ — параллелограмм. Тогда $EC=a$, $AE=b$. Угол между прямыми $CD$ и $CE$ будет равен $\varphi$, так как $CE \parallel AB$. Таким образом, мы можем построить треугольник $DCE$ по двум сторонам ($c, a$) и углу между ними ($\varphi$). Затем можно найти точку A, зная ее расстояния до D и E.
Построение:
- Строим треугольник $DCE$ по двум сторонам $DC=c$, $CE=a$ и углу между ними $\angle DCE = \varphi$.
- Находим вершину A. Точка A удалена от D на расстояние $d$ и от E на расстояние $b$.
- Из точки D проводим дугу окружности радиусом $d$.
- Из точки E проводим дугу окружности радиусом $b$.
- Их пересечение дает точку A.
- Находим вершину B. Проще всего это сделать, достроив параллелограмм $ABCE$. Для этого переносим вектор $\vec{EC}$ в точку A. Конец вектора будет в точке B. (Или $\vec{AB} = \vec{EC}$).
- Соединяем A, B, C, D.
Ответ: Задача решена.
м) диагоналям, углу между ними и двум противоположным углам;
Пусть даны диагонали $AC=d_1$, $BD=d_2$, угол между ними $\varphi$ и два противоположных угла, например, $\angle A$ и $\angle C$.
Анализ: Это одна из самых сложных задач на построение четырехугольника. Прямое построение крайне затруднительно. Решение использует метод геометрических мест.
Идея построения:
- Строим отрезок $BD$ длиной $d_2$.
- Строим геометрическое место точек (ГМТ), из которых отрезок $BD$ виден под углом $\angle A$. Это дуга окружности $k_A$.
- С другой стороны от $BD$ строим ГМТ, из которых $BD$ виден под углом $\angle C$. Это дуга окружности $k_C$.
- Вершина A должна лежать на $k_A$, а вершина C — на $k_C$.
- Теперь нужно использовать условия на вторую диагональ $AC$. Возьмем произвольную точку $A'$ на дуге $k_A$. Проведем через $A'$ и точку пересечения диагоналей $O'$ прямую. Эта прямая должна пересекать $BD$ под углом $\varphi$. На этой прямой отложим отрезок $A'C' = d_1$.
- Нужно найти такое положение точки $A'$, чтобы точка $C'$ попала на дугу $k_C$. ГМТ точек $C'$ при движении $A'$ по $k_A$ является сложной кривой (улиткой Паскаля). Найти ее пересечение с окружностью $k_C$ циркулем и линейкой в общем случае невозможно.
Задача в общем виде неразрешима с помощью циркуля и линейки. Она может иметь решение в частных случаях (например, если один из углов прямой).
Ответ: В общем случае задача неразрешима циркулем и линейкой.
н) сторонам и отрезку, соединяющему середины диагоналей.
Пусть даны четыре стороны $AB=a, BC=b, CD=c, DA=d$ и длина $m$ отрезка, соединяющего середины диагоналей $AC$ и $BD$.
Анализ: Используем метод вспомогательного треугольника. Пусть M — середина $AC$, N — середина $BD$, K — середина $CD$. В $\triangle ACD$ отрезок $MK$ — средняя линия, поэтому $MK = AD/2 = d/2$ и $MK \parallel AD$. В $\triangle BCD$ отрезок $NK$ — средняя линия, поэтому $NK = BC/2 = b/2$ и $NK \parallel BC$. Таким образом, мы можем построить $\triangle MNK$ по трем сторонам: $MN=m$, $MK=d/2$, $NK=b/2$.
Построение:
- Строим треугольник $MNK$ по трем сторонам: $m, b/2, d/2$.
- Теперь восстанавливаем четырехугольник. Найдем вершину C.
- Пусть M - начало координат. Вектор $\vec{MC} = \vec{u}$. Тогда $\vec{MA} = -\vec{u}$.
- $\vec{MD} = \vec{MC} + \vec{CD} = \vec{u} + \vec{CD}$. Также $\vec{MK} = (\vec{MC}+\vec{MD})/2$. Отсюда $\vec{MD} = 2\vec{MK} - \vec{MC} = 2\vec{MK} - \vec{u}$.
- $\vec{CD} = \vec{MD} - \vec{MC} = 2\vec{MK} - 2\vec{u}$. Длина $|\vec{CD}| = c$, значит $|2\vec{MK}-2\vec{u}|=c$, или $|\vec{u}-\vec{MK}|=c/2$. Это означает, что точка C находится на окружности с центром в K и радиусом $c/2$.
- Аналогично, $\vec{MB} = 2\vec{MN} - \vec{MD} = 2\vec{MN} - (2\vec{MK}-\vec{u}) = 2(\vec{MN}-\vec{MK}) + \vec{u}$.
- $\vec{AB} = \vec{MB} - \vec{MA} = (2(\vec{MN}-\vec{MK})+\vec{u}) - (-\vec{u}) = 2(\vec{MN}-\vec{MK}) + 2\vec{u}$.
- Длина $|\vec{AB}|=a$, значит $|2(\vec{MN}-\vec{MK}) + 2\vec{u}|=a$, или $|\vec{u} - (\vec{MK}-\vec{MN})|=a/2$. То есть C находится на окружности с центром в точке P, определяемой вектором $\vec{MP} = \vec{MK}-\vec{MN} = \vec{NK}$, и радиусом $a/2$.
- Находим C как точку пересечения двух окружностей:
- Окружности с центром в K и радиусом $c/2$.
- Окружности с центром в точке P (такой, что $\vec{MP}=\vec{NK}$) и радиусом $a/2$.
- Найдя точку C, находим остальные:
- A — точка, симметричная C относительно M. ($A = 2M-C$).
- D — точка, симметричная C относительно K. ($D = 2K-C$).
- B — точка, симметричная D относительно N. ($B = 2N-D$).
- Соединяем A, B, C, D.
Ответ: Задача решена.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 741 расположенного на странице 217 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №741 (с. 217), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.