Номер 740, страница 217 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Параграф 11. Геометрические построения - номер 740, страница 217.

№740 (с. 217)
Условие. №740 (с. 217)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 217, номер 740, Условие

740. Постройте трапецию по:

а) ее основанию, прилежащему углу и двум боковым сторонам;

б) разности ее оснований, двум боковым сторонам и одной диагонали;

в) четырем сторонам;

г) основанию, двум диагоналям и высоте;

д) двум основаниям и двум диагоналям;

е) трем сторонам и диагонали;

ж) трем сторонам и высоте;

з) боковой стороне, высоте и диагонали;

и) основанию, прилежащим углам и высоте;

к) основанию, диагоналям и углу между ними;

л) боковой стороне, диагонали и углу между диагоналями;

м) основаниям и двум диагоналям;

н) диагоналям, средней линии и углу;

о) диагоналям, углу между ними и сумме (разности) двух соседних сторон.

Решение 2. №740 (с. 217)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 217, номер 740, Решение 2 Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 217, номер 740, Решение 2 (продолжение 2)
Решение 3. №740 (с. 217)

а) ее основанию, прилежащему углу и двум боковым сторонам;

Пусть даны основание $AD=a$, прилежащий к нему угол $\angle A = \alpha$ и боковые стороны $AB=c$, $CD=d$.

Анализ: Мы можем построить треугольник $ABH$, где $BH$ — высота трапеции. Однако, проще всего начать с построения угла $A$ и откладывания на его сторонах известных отрезков $AB$ и $AD$. Это зафиксирует три вершины $A, B, D$. Четвертая вершина $C$ должна лежать на прямой, параллельной $AD$ и проходящей через $B$, и на расстоянии $d$ от вершины $D$.

Построение:

  1. Строим прямую и откладываем на ней отрезок $AD$ длиной $a$.
  2. От луча $AD$ в точке $A$ откладываем угол, равный $\alpha$.
  3. На второй стороне угла от точки $A$ откладываем отрезок $AB$ длиной $c$. Таким образом, получаем вершины $A, B, D$.
  4. Через точку $B$ проводим прямую $l$, параллельную прямой $AD$.
  5. Строим окружность с центром в точке $D$ и радиусом $d$.
  6. Точка пересечения прямой $l$ и окружности является искомой вершиной $C$.
  7. Соединяем точки $B$ и $C$, $C$ и $D$. Трапеция $ABCD$ построена.

Исследование: Задача имеет решение, если окружность из шага 5 пересекает прямую $l$. Расстояние от точки $D$ до прямой $l$ равно высоте трапеции $h = c \cdot \sin\alpha$. Для пересечения необходимо, чтобы радиус окружности был не меньше этого расстояния, то есть $d \ge h$ или $d \ge c \cdot \sin\alpha$.

  • Если $d > c \cdot \sin\alpha$, окружность пересечет прямую в двух точках $C_1$ и $C_2$. Это дает два решения (две разные трапеции).
  • Если $d = c \cdot \sin\alpha$, будет одна точка касания, и решение будет единственным (трапеция, у которой боковая сторона $CD$ перпендикулярна основаниям).
  • Если $d < c \cdot \sin\alpha$, решений нет.

Ответ: Задача имеет до двух решений при выполнении условия $d \ge c \cdot \sin\alpha$.

б) разности ее оснований, двум боковым сторонам и одной диагонали;

Пусть даны разность оснований $|AD-BC| = \Delta$, боковые стороны $AB=c$, $CD=d$ и диагональ $AC=d_1$.

Анализ: Применим метод параллельного переноса. Через вершину $B$ проведем прямую, параллельную боковой стороне $CD$, до пересечения с основанием $AD$ в точке $E$. Тогда четырехугольник $BCDE$ — параллелограмм, $BC=ED$ и $BE=CD=d$. Отрезок $AE$ равен $|AD-ED| = |AD-BC| = \Delta$. Таким образом, мы можем построить треугольник $ABE$ по трем сторонам: $AB=c$, $BE=d$, $AE=\Delta$. Построив этот треугольник, мы найдем вершины $A$ и $B$. Вершина $C$ находится на пересечении прямой, проходящей через $B$ параллельно $AE$, и окружности с центром в $A$ и радиусом $d_1$.

Построение:

  1. Строим треугольник $ABE$ по трем сторонам: $AE = \Delta$, $AB = c$, $BE = d$.
  2. Через точку $B$ проводим прямую $l$, параллельную прямой $AE$.
  3. Строим окружность с центром в точке $A$ и радиусом $d_1$.
  4. Точка (или точки) пересечения прямой $l$ и окружности является вершиной $C$.
  5. На луче $AE$ откладываем отрезок $AD$ (если $AD$ - большее основание). Для нахождения $D$ можно построить параллелограмм $BCDE$, отложив от точки $E$ вектор $\vec{ED} = \vec{BC}$.
  6. Соединяем вершины. Трапеция $ABCD$ построена.

Исследование:

  1. Построение треугольника $ABE$ возможно, если выполняется неравенство треугольника: $|c-d| < \Delta < c+d$.
  2. Пересечение прямой $l$ и окружности (шаг 4) возможно, если $d_1$ не меньше высоты треугольника $ABE$, опущенной из вершины $B$ на сторону $AE$. Если $d_1$ больше этой высоты, то будет два решения для точки $C$, а значит, и две трапеции.

Ответ: Задача может иметь до двух решений при выполнении указанных условий.

в) четырем сторонам;

Пусть даны основания $AD=a$, $BC=b$ и боковые стороны $AB=c$, $CD=d$. Предположим $a > b$.

Анализ: Как и в предыдущем пункте, используем параллельный перенос. Через вершину $C$ проведем прямую, параллельную стороне $AB$, до пересечения с основанием $AD$ в точке $E$. Тогда $ABCE$ — параллелограмм, $AE=BC=b$ и $CE=AB=c$. Остается отрезок $ED = AD-AE = a-b$. Таким образом, задача сводится к построению треугольника $CED$ по трем сторонам $CE=c, CD=d, ED=a-b$, а затем достроить его до трапеции.

Построение:

  1. На прямой откладываем отрезок $ED$ длиной $a-b$.
  2. Строим треугольник $CED$ по трем сторонам: $ED=a-b$, $CE=c$, $CD=d$. Это делается пересечением двух окружностей: с центром в $E$ радиусом $c$ и с центром в $D$ радиусом $d$.
  3. На луче $ED$ от точки $E$ откладываем отрезок $EA=b$ так, чтобы точка $D$ не лежала между $A$ и $E$. Получаем вершину $A$.
  4. Через точку $C$ проводим прямую, параллельную $AD$.
  5. На этой прямой откладываем отрезок $CB=b$ так, чтобы $ABCD$ был выпуклым четырехугольником (или строим параллелограмм $ABCE$).
  6. Трапеция $ABCD$ построена.

Исследование: Задача имеет единственное (с точностью до симметрии) решение, если можно построить треугольник $CED$. Для этого должно выполняться неравенство треугольника: $|c-d| < a-b < c+d$.

Ответ: Задача имеет единственное решение при выполнении условия $|c-d| < |a-b| < c+d$.

г) основанию, двум диагоналям и высоте;

Пусть даны основание $AD=a$, диагонали $AC=d_1$, $BD=d_2$ и высота $h$.

Анализ: Через вершину $C$ проведем прямую, параллельную диагонали $BD$, до пересечения с продолжением основания $AD$ в точке $E$. Четырехугольник $BCED$ — параллелограмм, поэтому $CE=BD=d_2$ и $DE=BC$. В треугольнике $ACE$ известны стороны $AC=d_1$, $CE=d_2$. Его основание $AE = AD+DE = AD+BC = a+b$. Высота этого треугольника, опущенная из вершины $C$ на прямую $AE$, равна высоте трапеции $h$. Мы можем построить треугольник по двум сторонам и высоте к третьей стороне. Из этого построения мы найдем длину $AE=a+b$, а значит, и длину второго основания $b$. Далее задача сводится к построению по двум основаниям и двум диагоналям (пункт д)).

Построение:

  1. Строим прямую $l$ и параллельную ей прямую $l'$ на расстоянии $h$.
  2. Выбираем на прямой $l'$ точку $C$.
  3. Строим окружность с центром $C$ и радиусом $d_1$. Точки ее пересечения с $l$ — кандидаты на роль вершины $A$. Выберем одну, $A$.
  4. Строим окружность с центром $C$ и радиусом $d_2$. Точки ее пересечения с $l$ — кандидаты на роль точки $E$.
  5. Пусть $H$ — проекция $C$ на $l$. Тогда $AH = \sqrt{d_1^2-h^2}$ и $EH=\sqrt{d_2^2-h^2}$. Точки $A$ и $E$ могут лежать по одну или по разные стороны от $H$. Таким образом, длина $AE$ может быть равна $\sqrt{d_1^2-h^2} + \sqrt{d_2^2-h^2}$ или $|\sqrt{d_1^2-h^2} - \sqrt{d_2^2-h^2}|$.
  6. Обозначим найденную длину $AE$ как $S$. Мы знаем, что $S = a+b$. Так как $a$ дано, находим $b=S-a$.
  7. Теперь задача сводится к построению трапеции по двум основаниям $a, b$ и двум диагоналям $d_1, d_2$ (см. пункт д)).

Исследование:

  1. Построение возможно, если $d_1 \ge h$ и $d_2 \ge h$.
  2. Возможны два значения для $S=a+b$. Для каждого из них вычисляется $b=S-a$. Решение существует, если $b>0$.
  3. Для каждого допустимого $b$ нужно проверить, возможна ли постройка трапеции по $a, b, d_1, d_2$ (см. пункт д)), т.е. $|d_1-d_2| < a+b < d_1+d_2$.

Таким образом, задача может иметь до двух решений.

Ответ: Задача может иметь до двух решений при выполнении указанных условий.

д) двум основаниям и двум диагоналям;

Пусть даны основания $AD=a$, $BC=b$ и диагонали $AC=d_1$, $BD=d_2$.

Анализ: Как и в пункте г), проведем через $C$ прямую, параллельную $BD$, до пересечения с продолжением $AD$ в точке $E$. Получим треугольник $ACE$ со сторонами $AC=d_1$, $CE=BD=d_2$ и $AE=AD+BC=a+b$. Построив этот треугольник, мы легко достроим его до искомой трапеции.

Построение:

  1. Строим отрезок $AE$ длиной $a+b$.
  2. Строим треугольник $ACE$ по трем сторонам: $AE=a+b$, $AC=d_1$, $CE=d_2$. Это делается пересечением окружностей с центрами в $A$ и $E$ и радиусами $d_1$ и $d_2$ соответственно.
  3. На отрезке $AE$ откладываем от точки $A$ отрезок $AD$ длиной $a$.
  4. Через точку $D$ проводим прямую, параллельную $CE$.
  5. Через точку $C$ проводим прямую, параллельную $AE$.
  6. Пересечение этих двух прямых дает вершину $B$. (Или, что то же самое, строим вектор $\vec{CB} = \vec{ED}$).
  7. Трапеция $ABCD$ построена.

Исследование: Задача имеет единственное (с точностью до симметрии) решение, если можно построить треугольник $ACE$. Для этого должно выполняться неравенство треугольника: $|d_1-d_2| < a+b < d_1+d_2$.

Ответ: Задача имеет единственное решение, если выполняется неравенство треугольника для сторон $d_1, d_2, a+b$.

е) трем сторонам и диагонали;

Будем считать, что даны основание $AD=a$, боковые стороны $AB=c$, $CD=d$ и диагональ $AC=d_1$. Другие комбинации (например, два основания и боковая сторона) решаются аналогично.

Анализ: Мы можем построить треугольник $ACD$ по трем сторонам $a, d, d_1$. После этого у нас будут зафиксированы вершины $A, C, D$. Вершина $B$ должна лежать на прямой, параллельной $AD$ и проходящей через $C$, а также находиться на расстоянии $c$ от $A$.

Построение:

  1. Строим треугольник $ACD$ по трем сторонам: $AD=a$, $CD=d$, $AC=d_1$.
  2. Через точку $C$ проводим прямую $l$, параллельную прямой $AD$.
  3. Строим окружность с центром в $A$ и радиусом $c$.
  4. Точка пересечения прямой $l$ и окружности есть искомая вершина $B$.
  5. Трапеция $ABCD$ построена.

Исследование:

  1. Построение $\triangle ACD$ возможно, если $|a-d| < d_1 < a+d$.
  2. Пересечение прямой $l$ и окружности возможно, если радиус $c$ не меньше расстояния от $A$ до прямой $l$. Это расстояние равно высоте трапеции $h$ (которая также является высотой $\triangle ACD$ из вершины $C$). Если $c>h$, будет два решения (две точки $B$), если $c=h$ — одно, если $c<h$ — решений нет.

Ответ: Задача может иметь до двух решений при выполнении указанных условий.

ж) трем сторонам и высоте;

Будем считать, что даны основание $AD=a$, боковые стороны $AB=c$, $CD=d$ и высота $h$.

Анализ: Известно расстояние $h$ между параллельными прямыми, на которых лежат основания. Зафиксировав на одной из них основание $AD$, можно найти положения вершин $B$ и $C$ на другой прямой.

Построение:

  1. Строим прямую $l_1$ и параллельную ей прямую $l_2$ на расстоянии $h$.
  2. На прямой $l_1$ откладываем отрезок $AD$ длиной $a$.
  3. Строим окружность с центром в $A$ и радиусом $c$. Точки ее пересечения с $l_2$ — кандидаты на роль вершины $B$. Выберем одну ($B_1$ или $B_2$).
  4. Строим окружность с центром в $D$ и радиусом $d$. Точки ее пересечения с $l_2$ — кандидаты на роль вершины $C$. Выберем одну ($C_1$ или $C_2$).
  5. Соединяя $A, B, C, D$, получаем трапецию. В зависимости от выбора точек $B$ и $C$ (например, $B_1$ и $C_1$, $B_1$ и $C_2$ и т.д.) можно получить до четырех различных трапеций.

Исследование: Задача имеет решения, если $c \ge h$ и $d \ge h$. Если оба неравенства строгие, возможны до 4 различных решений (некоторые могут быть вырожденными или самопересекающимися в зависимости от расположения вершин).

Ответ: Задача может иметь до четырех решений при $c \ge h$ и $d \ge h$.

з) боковой стороне, высоте и диагонали;

Формулировка задачи неоднозначна. Будем считать, что даны две боковые стороны $AB=c$, $CD=d$, высота $h$ и одна диагональ $AC=d_1$.

Анализ: Построение можно провести, разместив вершины на двух параллельных прямых, отстоящих друг от друга на расстояние $h$.

Построение:

  1. Строим прямую $l_1$ и параллельную ей прямую $l_2$ на расстоянии $h$.
  2. Выбираем на прямой $l_1$ произвольную точку $A$.
  3. Строим окружность с центром в $A$ и радиусом $d_1$. Точка (или точки) ее пересечения с $l_2$ — вершина $C$. Выберем одну.
  4. Теперь строим окружность с центром в $A$ и радиусом $c$. Точка (или точки) ее пересечения с $l_2$ — вершина $B$. Выберем одну.
  5. Теперь строим окружность с центром в $C$ и радиусом $d$. Точка (или точки) ее пересечения с $l_1$ — вершина $D$. Выберем одну.
  6. Соединив точки, получим трапецию $ABCD$.

Исследование: Задача имеет решения, если $c \ge h$, $d \ge h$ и $d_1 \ge h$. Из-за возможности выбора на каждом шаге (по две точки, если радиусы больше $h$), общее число решений может достигать $2 \times 2 \times 2 = 8$. Однако не все комбинации дадут невырожденную трапецию с нужным порядком вершин.

Ответ: Задача имеет решения, если $c,d,d_1 \ge h$, и может иметь несколько решений.

и) основанию, прилежащим углам и высоте;

Пусть даны основание $AD=a$, прилежащие углы $\angle A = \alpha$, $\angle D = \delta$ и высота $h$.

Анализ: Эта задача является переопределенной. Если заданы основание $a$ и прилежащие углы $\alpha$ и $\delta$, то высота трапеции $h$ определяется однозначно. Опустив высоты $BB'$ и $CC'$ из вершин $B$ и $C$ на основание $AD$, получим прямоугольные треугольники $ABB'$ и $DCC'$. Из них $AB' = h / \tan\alpha$ и $DC' = h / \tan\delta$. Тогда второе основание $BC = a - AB' - DC' = a - h(\cot\alpha + \cot\delta)$. Для построения трапеции по $a, \alpha, \delta$ высота $h$ не нужна. Если же даны все четыре параметра, то задача имеет решение только в том случае, если они согласованы. Например, из $\triangle ABB'$ имеем $h = AB \sin\alpha$. Из $\triangle DCC'$ имеем $h = CD \sin\delta$. Из $a = BC+AB\cos\alpha+CD\cos\delta$ следует, что $a = BC + h\frac{\cos\alpha}{\sin\alpha} + h\frac{\cos\delta}{\sin\delta} = BC + h(\cot\alpha+\cot\delta)$. Таким образом, заданные величины не являются независимыми.

Построение (если параметры согласованы):

  1. На прямой откладываем отрезок $AD$ длиной $a$.
  2. В точке $A$ строим угол $\alpha$, а в точке $D$ — угол $\delta$ (в одну полуплоскость).
  3. Проводим прямую $l$, параллельную $AD$ на расстоянии $h$.
  4. Пересечение прямой $l$ со стороной угла $\alpha$ дает точку $B$, а со стороной угла $\delta$ — точку $C$.
  5. Трапеция $ABCD$ построена.

Ответ: Задача переопределена. Решение существует и единственно только в том случае, если заданные параметры согласованы между собой.

к) основанию, диагонали и углу между ними;

Формулировка "углу между ними" может трактоваться по-разному. Если имеется в виду угол между основанием и диагональю, то задача, как правило, недоопределена. Наиболее вероятно, что в условии опечатка, и имеются в виду две диагонали и угол между ними. Решим эту задачу. Пусть даны основание $AD=a$, диагонали $AC=d_1$, $BD=d_2$ и угол $\omega$ между ними.

Анализ: Используем метод параллельного переноса. Проведем через вершину $C$ прямую, параллельную диагонали $BD$, до пересечения с продолжением $AD$ в точке $E$. Тогда $CE=BD=d_2$. Угол $\angle ACE$ равен углу между диагоналями $\omega$ (или $180^\circ - \omega$). В $\triangle ACE$ мы знаем две стороны ($AC=d_1, CE=d_2$) и угол между ними. Мы можем построить этот треугольник. Его сторона $AE = AD+BC = a+b$. Построив $\triangle ACE$, мы найдем $AE$, а значит и $b = AE-a$. Далее задача сводится к пункту д).

Построение:

  1. Строим $\triangle ACE$ по двум сторонам $AC=d_1$, $CE=d_2$ и углу $\angle ACE = \omega$ между ними.
  2. Измеряем сторону $AE$. Находим $b = AE - a$. Если $AE \le a$, решения нет.
  3. Теперь задача сводится к построению по $a, b, d_1, d_2$ (пункт д)). На отрезке $AE$ откладываем $AD=a$. Затем строим параллелограмм $BCED$, получая вершину $B$.

Ответ: При сделанном предположении задача имеет единственное решение, если после построения $\triangle ACE$ оказывается, что $AE > a$.

л) боковой стороне, диагонали и углу между диагоналями;

Формулировка задачи "боковой стороне, диагонали и углу между диагоналями" является неоднозначной и, вероятно, содержит опечатку. В большинстве разумных трактовок (например, даны боковая сторона $c$, диагональ $d_1$ и угол $\omega$ между диагоналями) задача является либо недоопределенной, либо требует для решения сложных методов (например, метода геометрических мест), выходящих за рамки стандартного школьного курса. Поэтому детальное решение не приводится.

Ответ: Задача в данной формулировке, скорее всего, некорректна или недоопределена.

м) основаниям и двум диагоналям;

Эта задача полностью идентична задаче из пункта д).

Ответ: Решение см. в пункте д).

н) диагоналям, средней линии и углу;

Предположительно, имеется в виду угол между диагоналями. Пусть даны диагонали $d_1, d_2$, средняя линия $m$ и угол $\omega$ между диагоналями.

Анализ: Как и в пунктах г) и к), рассмотрим вспомогательный треугольник $ACE$, где $E$ — точка на продолжении основания $AD$ такая, что $BCED$ — параллелограмм. Стороны этого треугольника: $AC=d_1$, $CE=d_2$, а третья сторона $AE = a+b$. Длина средней линии трапеции $m = (a+b)/2$, следовательно, $AE=2m$. Угол $\angle ACE$ равен углу между диагоналями $\omega$ (или $180^\circ - \omega$). Таким образом, все элементы треугольника $ACE$ (две стороны и угол между ними, а также третья сторона) связаны между собой по теореме косинусов: $(AE)^2 = (AC)^2 + (CE)^2 - 2(AC)(CE)\cos(\angle ACE)$ $(2m)^2 = d_1^2 + d_2^2 - 2d_1 d_2 \cos(\omega)$ Эта формула показывает, что четыре заданных параметра ($d_1, d_2, m, \omega$) не являются независимыми. Если задать любые три из них, четвертый определяется однозначно. Следовательно, задача является переопределенной.

Построение (если параметры согласованы):

  1. Строим треугольник $ACE$ по трем сторонам: $d_1, d_2, 2m$.
  2. После этого задача становится неопределенной, так как мы не знаем, как разбить отрезок $AE$ на отрезки $a$ и $b$, составляющие основания трапеции. Нам не хватает данных для однозначного определения точки $D$.

Ответ: Задача переопределена (данные избыточны) и в то же время не имеет единственного решения для построения самой трапеции, так как не позволяет однозначно определить длины оснований.

о) диагоналям, углу между ними и сумме (разности) двух соседних сторон.

Эта задача является очень сложной. "Соседние стороны" могут означать две боковые стороны или основание и боковую сторону. В любом из этих случаев стандартные методы построения (такие как параллельный перенос) не приводят к простому решению. Задача требует применения нетривиальных геометрических преобразований или аналитических расчетов, которые выходят за рамки базового курса геометрии.

Ответ: Задача относится к классу сложных и в рамках стандартных методов не решается.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 740 расположенного на странице 217 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №740 (с. 217), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.