Номер 35.9, страница 172 - гдз по алгебре 7-9 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий с графиками
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
9 класс. Параграф 35. Функции - номер 35.9, страница 172.
№35.9 (с. 172)
Условие. №35.9 (с. 172)
скриншот условия
35.9. Известно, что $f(x) = 2x^2 - 5x$. Найдите, если это возможно, все значения аргумента, при которых:
а) $f(x)=0$;
б) $f(x)=-2$;
в) $f(x)=3\frac{1}{8}$;
г) $f(x)=-17$.
Решение. №35.9 (с. 172)
Решение 2. №35.9 (с. 172)
а) Чтобы найти значения аргумента, при которых $f(x) = 0$, необходимо решить уравнение:
$2x^2 - 5x = 0$
Это неполное квадратное уравнение. Вынесем общий множитель $x$ за скобки:
$x(2x - 5) = 0$
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю. Отсюда получаем два решения:
$x_1 = 0$
или
$2x - 5 = 0 \Rightarrow 2x = 5 \Rightarrow x_2 = \frac{5}{2} = 2.5$
Ответ: $0; 2.5$.
б) Чтобы найти значения аргумента, при которых $f(x) = -2$, решим уравнение:
$2x^2 - 5x = -2$
Перенесем все члены в левую часть, чтобы получить стандартное квадратное уравнение:
$2x^2 - 5x + 2 = 0$
Для его решения найдем дискриминант по формуле $D = b^2 - 4ac$:
$D = (-5)^2 - 4 \cdot 2 \cdot 2 = 25 - 16 = 9$
Поскольку $D > 0$, уравнение имеет два действительных корня. Найдем их по формуле $x_{1,2} = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}$:
$x = \frac{-(-5) \pm \sqrt{9}}{2 \cdot 2} = \frac{5 \pm 3}{4}$
Отсюда получаем два корня:
$x_1 = \frac{5 + 3}{4} = \frac{8}{4} = 2$
$x_2 = \frac{5 - 3}{4} = \frac{2}{4} = 0.5$
Ответ: $0.5; 2$.
в) Чтобы найти значения аргумента, при которых $f(x) = 3\frac{1}{8}$, решим соответствующее уравнение. Сначала преобразуем смешанную дробь в неправильную: $3\frac{1}{8} = \frac{3 \cdot 8 + 1}{8} = \frac{25}{8}$.
Уравнение принимает вид:
$2x^2 - 5x = \frac{25}{8}$
Умножим обе части уравнения на 8, чтобы избавиться от дроби, и перенесем все члены в левую часть:
$16x^2 - 40x - 25 = 0$
Вычислим дискриминант $D = b^2 - 4ac$:
$D = (-40)^2 - 4 \cdot 16 \cdot (-25) = 1600 + 1600 = 3200$
Так как $D > 0$, уравнение имеет два корня. Найдем их:
$x = \frac{-(-40) \pm \sqrt{3200}}{2 \cdot 16} = \frac{40 \pm \sqrt{1600 \cdot 2}}{32} = \frac{40 \pm 40\sqrt{2}}{32}$
Сократив дробь на 8, получим:
$x = \frac{5 \pm 5\sqrt{2}}{4}$
Таким образом, корни уравнения:
$x_1 = \frac{5 + 5\sqrt{2}}{4}$
$x_2 = \frac{5 - 5\sqrt{2}}{4}$
Ответ: $\frac{5 - 5\sqrt{2}}{4}; \frac{5 + 5\sqrt{2}}{4}$.
г) Чтобы найти значения аргумента, при которых $f(x) = -17$, решим уравнение:
$2x^2 - 5x = -17$
Перенесем все члены в левую часть:
$2x^2 - 5x + 17 = 0$
Найдем дискриминант этого квадратного уравнения:
$D = b^2 - 4ac = (-5)^2 - 4 \cdot 2 \cdot 17 = 25 - 136 = -111$
Поскольку дискриминант отрицателен ($D < 0$), данное уравнение не имеет действительных корней. Следовательно, не существует таких значений аргумента $x$, при которых $f(x)$ равнялось бы $-17$.
Это также можно подтвердить, найдя наименьшее значение функции. Графиком функции $f(x) = 2x^2 - 5x$ является парабола с ветвями вверх ($a=2>0$). Ее наименьшее значение достигается в вершине. Абсцисса вершины $x_0 = -\frac{b}{2a} = -\frac{-5}{2 \cdot 2} = \frac{5}{4}$. Наименьшее значение функции равно $f(x_0) = f(\frac{5}{4}) = 2(\frac{5}{4})^2 - 5(\frac{5}{4}) = 2 \cdot \frac{25}{16} - \frac{25}{4} = \frac{25}{8} - \frac{50}{8} = -\frac{25}{8} = -3.125$. Так как $-17 < -3.125$, значение $-17$ не входит в область значений функции.
Ответ: таких значений не существует.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 7-9 класс, для упражнения номер 35.9 расположенного на странице 172 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №35.9 (с. 172), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.