Номер 30.17, страница 143 - гдз по алгебре 7-9 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий с графиками
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
8 класс. Параграф 30. Квадратные неравенства. Системы и совокупности квадратных неравенств - номер 30.17, страница 143.
№30.17 (с. 143)
Условие. №30.17 (с. 143)
скриншот условия
30.17. Найдите, при каких значениях переменной имеет смысл выражение:
а) $\sqrt{6 + x - x^2}$;
б) $\sqrt{7x^2 - x}$;
в) $\sqrt{24 - 4x^2}$;
г) $\sqrt{7x - 3x^2 - 4}$.
Решение. №30.17 (с. 143)
Решение 2. №30.17 (с. 143)
а)
Выражение $\sqrt{6 + x - x^2}$ имеет смысл (определено), если подкоренное выражение неотрицательно, то есть $6 + x - x^2 \ge 0$.
Для удобства решения умножим неравенство на -1, изменив знак неравенства на противоположный. Это позволит работать с положительным коэффициентом при старшей степени переменной:
$x^2 - x - 6 \le 0$.
Теперь найдем корни соответствующего квадратного уравнения $x^2 - x - 6 = 0$. Воспользуемся формулой для корней квадратного уравнения через дискриминант.
Дискриминант $D = b^2 - 4ac = (-1)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-6) = 1 + 24 = 25$.
Корни уравнения: $x_1 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{1 - \sqrt{25}}{2} = \frac{1 - 5}{2} = -2$ и $x_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{1 + \sqrt{25}}{2} = \frac{1 + 5}{2} = 3$.
Графиком функции $y = x^2 - x - 6$ является парабола, ветви которой направлены вверх. Значения функции меньше или равны нулю ($y \le 0$) на промежутке между корнями, включая сами корни.
Таким образом, решение неравенства: $-2 \le x \le 3$.
Ответ: $x \in [-2; 3]$.
б)
Выражение $\sqrt{7x^2 - x}$ имеет смысл, если подкоренное выражение неотрицательно: $7x^2 - x \ge 0$.
Разложим левую часть неравенства на множители, вынеся $x$ за скобки: $x(7x - 1) \ge 0$.
Найдем корни уравнения $x(7x - 1) = 0$. Корнями являются $x_1 = 0$ и $7x - 1 = 0$, откуда $x_2 = \frac{1}{7}$.
Графиком функции $y = 7x^2 - x$ является парабола, ветви которой направлены вверх. Значения функции больше или равны нулю ($y \ge 0$), когда переменная $x$ находится левее меньшего корня или правее большего корня (включая сами корни).
Следовательно, решение неравенства: $x \le 0$ или $x \ge \frac{1}{7}$.
Ответ: $x \in (-\infty; 0] \cup [\frac{1}{7}; +\infty)$.
в)
Выражение $\sqrt{24 - 4x^2}$ имеет смысл, если $24 - 4x^2 \ge 0$.
Разделим обе части неравенства на 4 (знак неравенства не меняется):
$6 - x^2 \ge 0$.
Перепишем неравенство в виде $x^2 \le 6$.
Это неравенство равносильно двойному неравенству $-\sqrt{6} \le x \le \sqrt{6}$.
Таким образом, выражение имеет смысл при значениях $x$, принадлежащих отрезку от $-\sqrt{6}$ до $\sqrt{6}$.
Ответ: $x \in [-\sqrt{6}; \sqrt{6}]$.
г)
Выражение $\sqrt{7x - 3x^2 - 4}$ имеет смысл, если $7x - 3x^2 - 4 \ge 0$.
Умножим неравенство на -1, чтобы коэффициент при $x^2$ стал положительным, и поменяем знак неравенства на противоположный:
$3x^2 - 7x + 4 \le 0$.
Найдем корни квадратного уравнения $3x^2 - 7x + 4 = 0$.
Дискриминант $D = b^2 - 4ac = (-7)^2 - 4 \cdot 3 \cdot 4 = 49 - 48 = 1$.
Корни уравнения: $x_1 = \frac{7 - \sqrt{1}}{2 \cdot 3} = \frac{6}{6} = 1$ и $x_2 = \frac{7 + \sqrt{1}}{2 \cdot 3} = \frac{8}{6} = \frac{4}{3}$.
Графиком функции $y = 3x^2 - 7x + 4$ является парабола, ветви которой направлены вверх. Неравенство $3x^2 - 7x + 4 \le 0$ выполняется на промежутке между корнями, включая сами корни.
Следовательно, решение неравенства: $1 \le x \le \frac{4}{3}$.
Ответ: $x \in [1; \frac{4}{3}]$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 7-9 класс, для упражнения номер 30.17 расположенного на странице 143 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №30.17 (с. 143), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.