Номер 30.18, страница 143 - гдз по алгебре 7-9 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий с графиками
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
8 класс. Параграф 30. Квадратные неравенства. Системы и совокупности квадратных неравенств - номер 30.18, страница 143.
№30.18 (с. 143)
Условие. №30.18 (с. 143)
скриншот условия
30.18. Решите систему квадратных неравенств:
а) $\begin{cases} x^2 - 6x + 8 \ge 0, \\ x^2 - 5x - 6 < 0; \end{cases}$
б) $\begin{cases} x^2 + x - 6 \ge 0, \\ x^2 - 5x - 24 \le 0; \end{cases}$
в) $\begin{cases} x^2 - 9x - 10 < 0, \\ x^2 - 6x > 0; \end{cases}$
г) $\begin{cases} 2x^2 - 11x - 6 \ge 0, \\ x^2 + 4x < 0; \end{cases}$
д) $\begin{cases} x^2 - x - 72 \le 0, \\ x^2 - 16 \ge 0; \end{cases}$
е) $\begin{cases} x^2 - 5x - 14 \le 0, \\ x^2 - 4 \ge 0. \end{cases}$
Решение. №30.18 (с. 143)
Решение 2. №30.18 (с. 143)
а)
Решим систему неравенств:$$ \begin{cases} x^2 - 6x + 8 \ge 0 \\ x^2 - 5x - 6 < 0 \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство $x^2 - 6x + 8 \ge 0$. Найдем корни соответствующего квадратного уравнения $x^2 - 6x + 8 = 0$. По теореме Виета, сумма корней равна 6, а произведение равно 8. Таким образом, корни $x_1 = 2$ и $x_2 = 4$. Так как коэффициент при $x^2$ положителен ($a=1 > 0$), ветви параболы $y = x^2 - 6x + 8$ направлены вверх. Следовательно, выражение $x^2 - 6x + 8$ неотрицательно при $x$ вне интервала между корнями, включая сами корни. Решение первого неравенства: $x \in (-\infty, 2] \cup [4, +\infty)$.
2. Решим второе неравенство $x^2 - 5x - 6 < 0$. Найдем корни уравнения $x^2 - 5x - 6 = 0$. По теореме Виета, сумма корней равна 5, а произведение равно -6. Корни: $x_1 = -1$ и $x_2 = 6$. Ветви параболы $y = x^2 - 5x - 6$ направлены вверх ($a=1 > 0$). Выражение отрицательно между корнями. Решение второго неравенства: $x \in (-1, 6)$.
3. Найдем пересечение полученных множеств решений: $(-\infty, 2] \cup [4, +\infty)$ и $(-1, 6)$. Пересечение этих множеств есть $x \in (-1, 2] \cup [4, 6)$.
Ответ: $(-1, 2] \cup [4, 6)$.
б)
Решим систему неравенств:$$ \begin{cases} x^2 + x - 6 \ge 0 \\ x^2 - 5x - 24 \le 0 \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство $x^2 + x - 6 \ge 0$. Корни уравнения $x^2 + x - 6 = 0$: по теореме Виета, $x_1 = -3$, $x_2 = 2$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in (-\infty, -3] \cup [2, +\infty)$.
2. Решим второе неравенство $x^2 - 5x - 24 \le 0$. Корни уравнения $x^2 - 5x - 24 = 0$: по теореме Виета, $x_1 = -3$, $x_2 = 8$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in [-3, 8]$.
3. Найдем пересечение множеств $(-\infty, -3] \cup [2, +\infty)$ и $[-3, 8]$. Пересечение включает точку $x = -3$ и интервал $[2, 8]$.
Ответ: $\{-3\} \cup [2, 8]$.
в)
Решим систему неравенств:$$ \begin{cases} x^2 - 9x - 10 < 0 \\ x^2 - 6x > 0 \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство $x^2 - 9x - 10 < 0$. Корни уравнения $x^2 - 9x - 10 = 0$: по теореме Виета, $x_1 = -1$, $x_2 = 10$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in (-1, 10)$.
2. Решим второе неравенство $x^2 - 6x > 0$. Разложим на множители: $x(x - 6) > 0$. Корни $x_1 = 0$, $x_2 = 6$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in (-\infty, 0) \cup (6, +\infty)$.
3. Найдем пересечение множеств $(-1, 10)$ и $(-\infty, 0) \cup (6, +\infty)$. Пересечение этих множеств есть $x \in (-1, 0) \cup (6, 10)$.
Ответ: $(-1, 0) \cup (6, 10)$.
г)
Решим систему неравенств:$$ \begin{cases} 2x^2 - 11x - 6 \ge 0 \\ x^2 + 4x < 0 \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство $2x^2 - 11x - 6 \ge 0$. Найдем корни уравнения $2x^2 - 11x - 6 = 0$ с помощью дискриминанта:$D = (-11)^2 - 4 \cdot 2 \cdot (-6) = 121 + 48 = 169 = 13^2$.$x_{1,2} = \frac{11 \pm 13}{4}$, откуда $x_1 = \frac{-2}{4} = -0.5$ и $x_2 = \frac{24}{4} = 6$. Ветви параболы направлены вверх ($a=2 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in (-\infty, -0.5] \cup [6, +\infty)$.
2. Решим второе неравенство $x^2 + 4x < 0$. Разложим на множители: $x(x + 4) < 0$. Корни $x_1 = -4$, $x_2 = 0$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in (-4, 0)$.
3. Найдем пересечение множеств $(-\infty, -0.5] \cup [6, +\infty)$ и $(-4, 0)$. Пересечением является интервал $x \in (-4, -0.5]$.
Ответ: $(-4, -0.5]$.
д)
Решим систему неравенств:$$ \begin{cases} x^2 - x - 72 \le 0 \\ x^2 - 16 \ge 0 \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство $x^2 - x - 72 \le 0$. Корни уравнения $x^2 - x - 72 = 0$: по теореме Виета, $x_1 = -8$, $x_2 = 9$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in [-8, 9]$.
2. Решим второе неравенство $x^2 - 16 \ge 0$. Разложим на множители: $(x-4)(x+4) \ge 0$. Корни $x_1 = -4$, $x_2 = 4$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in (-\infty, -4] \cup [4, +\infty)$.
3. Найдем пересечение множеств $[-8, 9]$ и $(-\infty, -4] \cup [4, +\infty)$. Пересечение этих множеств есть $x \in [-8, -4] \cup [4, 9]$.
Ответ: $[-8, -4] \cup [4, 9]$.
е)
Решим систему неравенств:$$ \begin{cases} x^2 - 5x - 14 \le 0 \\ x^2 - 4 > 0 \end{cases} $$
1. Решим первое неравенство $x^2 - 5x - 14 \le 0$. Корни уравнения $x^2 - 5x - 14 = 0$: по теореме Виета, $x_1 = -2$, $x_2 = 7$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in [-2, 7]$.
2. Решим второе неравенство $x^2 - 4 > 0$. Разложим на множители: $(x-2)(x+2) > 0$. Корни $x_1 = -2$, $x_2 = 2$. Ветви параболы направлены вверх ($a=1 > 0$), поэтому решение неравенства: $x \in (-\infty, -2) \cup (2, +\infty)$.
3. Найдем пересечение множеств $[-2, 7]$ и $(-\infty, -2) \cup (2, +\infty)$. Пересечение этих множеств есть $x \in (2, 7]$.
Ответ: $(2, 7]$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 7-9 класс, для упражнения номер 30.18 расположенного на странице 143 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №30.18 (с. 143), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.