Номер 3.219, страница 209 - гдз по алгебре 8 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый с графиком
ISBN: ISBN 978-985-03-4081-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Глава 3. Квадратичная функция. Параграф 16. Системы и совокупности квадратных неравенств - номер 3.219, страница 209.
№3.219 (с. 209)
Условие. №3.219 (с. 209)
скриншот условия
3.219. Найдите все значения аргумента, при которых функция $y = x^2 + x - 6$ принимает неотрицательные значения, а функция $y = -x^2 + 4x$ — положительные значения.
Решение. №3.219 (с. 209)
Решение 2. №3.219 (с. 209)
Для решения задачи необходимо найти значения аргумента $x$, которые одновременно удовлетворяют двум условиям:
- Функция $y = x^2 + x - 6$ принимает неотрицательные значения, то есть $y \ge 0$.
- Функция $y = -x^2 + 4x - 2$ принимает положительные значения, то есть $y > 0$.
Это эквивалентно решению системы неравенств:
$$\begin{cases}x^2 + x - 6 \ge 0 \\-x^2 + 4x - 2 > 0\end{cases}$$Решим первое неравенство $x^2 + x - 6 \ge 0$:
Сначала найдем корни соответствующего квадратного уравнения $x^2 + x - 6 = 0$.
Вычислим дискриминант:
$$D = b^2 - 4ac = 1^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-6) = 1 + 24 = 25 = 5^2$$Найдем корни:
$$x_1 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{-1 - 5}{2} = \frac{-6}{2} = -3$$$$x_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{-1 + 5}{2} = \frac{4}{2} = 2$$Квадратичная функция $y = x^2 + x - 6$ представляет собой параболу с ветвями, направленными вверх (так как коэффициент при $x^2$ положителен, $a=1>0$). Следовательно, функция принимает неотрицательные значения ($y \ge 0$) на промежутках левее меньшего корня и правее большего корня, включая сами корни.
Решение первого неравенства: $x \in (-\infty, -3] \cup [2, +\infty)$.
Решим второе неравенство $-x^2 + 4x - 2 > 0$:
Для удобства умножим обе части неравенства на -1, изменив знак неравенства на противоположный:
$$x^2 - 4x + 2 < 0$$Найдем корни уравнения $x^2 - 4x + 2 = 0$.
Вычислим дискриминант:
$$D = b^2 - 4ac = (-4)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 2 = 16 - 8 = 8$$Найдем корни:
$$x_{3,4} = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a} = \frac{4 \pm \sqrt{8}}{2} = \frac{4 \pm 2\sqrt{2}}{2} = 2 \pm \sqrt{2}$$Корни уравнения: $x_3 = 2 - \sqrt{2}$ и $x_4 = 2 + \sqrt{2}$.
Парабола $y = x^2 - 4x + 2$ имеет ветви, направленные вверх ($a=1>0$). Следовательно, функция принимает отрицательные значения ($y < 0$) на интервале между корнями.
Решение второго неравенства: $x \in (2 - \sqrt{2}, 2 + \sqrt{2})$.
Найдем пересечение полученных решений:
Нам нужно найти значения $x$, которые принадлежат обоим множествам:
$$x \in \left( (-\infty, -3] \cup [2, +\infty) \right) \cap \left( 2 - \sqrt{2}, 2 + \sqrt{2} \right)$$Оценим значения корней: $\sqrt{2} \approx 1.41$.
Тогда $2 - \sqrt{2} \approx 2 - 1.41 = 0.59$ и $2 + \sqrt{2} \approx 2 + 1.41 = 3.41$.
Таким образом, интервал $(2 - \sqrt{2}, 2 + \sqrt{2})$ примерно соответствует $(0.59, 3.41)$.
Теперь найдем пересечение:
- Интервал $(-\infty, -3]$ не имеет общих точек с интервалом $(2 - \sqrt{2}, 2 + \sqrt{2})$.
- Интервал $[2, +\infty)$ пересекается с интервалом $(2 - \sqrt{2}, 2 + \sqrt{2})$.
Нижняя граница пересечения - это $\max(2, 2-\sqrt{2}) = 2$. Так как 2 входит в первый промежуток (квадратная скобка) и входит во второй, то в итоговом решении 2 также будет включено.
Верхняя граница пересечения - это $\min(+\infty, 2+\sqrt{2}) = 2+\sqrt{2}$. Так как $2+\sqrt{2}$ не входит во второй промежуток (круглая скобка), то в итоговом решении эта точка будет исключена.
Таким образом, пересечением является полуинтервал $[2, 2 + \sqrt{2})$.
Ответ: искомые значения аргумента принадлежат промежутку $[2, 2 + \sqrt{2})$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 8 класс, для упражнения номер 3.219 расположенного на странице 209 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.219 (с. 209), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.