Номер 3.27, страница 167 - гдз по алгебре 8 класс учебник Арефьева, Пирютко

Алгебра, 8 класс Учебник, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2024, бирюзового цвета

Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.

Тип: Учебник

Издательство: Адукацыя i выхаванне

Год издания: 2024 - 2025

Цвет обложки: бирюзовый с графиком

ISBN: ISBN 978-985-03-4081-8

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 8 классе

Глава 3. Квадратичная функция. Параграф 13. Квадратичная функция и ее свойства - номер 3.27, страница 167.

№3.27 (с. 167)
Условие. №3.27 (с. 167)
скриншот условия
Алгебра, 8 класс Учебник, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2024, бирюзового цвета, страница 167, номер 3.27, Условие

3.27. В одной системе координат постройте графики функций $y = x^2$; $y = 2x^2$; $y = \frac{1}{3}x^2$; $y = -x^2$. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.

Решение. №3.27 (с. 167)
Алгебра, 8 класс Учебник, авторы: Арефьева Ирина Глебовна, Пирютко Ольга Николаевна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2024, бирюзового цвета, страница 167, номер 3.27, Решение
Решение 2. №3.27 (с. 167)

Для построения и анализа графиков функций $y = x^2$, $y = 2x^2$, $y = \frac{1}{3}x^2$ и $y = -x^2$ в одной системе координат, необходимо сначала составить таблицы значений для каждой функции. Все эти функции являются частными случаями квадратичной функции вида $y = ax^2$, графиком которой является парабола с вершиной в начале координат (0, 0).

Построение графика функции $y = x^2$

Это базовая парабола, ветви которой направлены вверх. Составим для нее таблицу значений:

$x$ -3 -2 -1 0 1 2 3
$y = x^2$ 9 4 1 0 1 4 9

Ответ: Парабола с вершиной в (0,0), ветви направлены вверх, проходит через точки (-1,1), (1,1), (-2,4), (2,4).

Построение графика функции $y = 2x^2$

Здесь коэффициент $a=2 > 1$. График будет "уже", чем у $y=x^2$, так как он растянут от оси OX в 2 раза. Каждая ордината (значение y) удваивается по сравнению с базовой параболой.

$x$ -2 -1 0 1 2
$y = 2x^2$ 8 2 0 2 8

Ответ: Парабола с вершиной в (0,0), ветви направлены вверх, прижата к оси OY, проходит через точки (-1,2), (1,2), (-2,8), (2,8).

Построение графика функции $y = \frac{1}{3}x^2$

Здесь коэффициент $0 < a = \frac{1}{3} < 1$. График будет "шире", чем у $y=x^2$, так как он сжат к оси OX в 3 раза. Каждая ордината в 3 раза меньше, чем у базовой параболы.

$x$ -3 -2 -1 0 1 2 3
$y = \frac{1}{3}x^2$ 3 $\frac{4}{3} = \mathbf{1}\frac{1}{3}$ $\frac{1}{3}$ 0 $\frac{1}{3}$ $\frac{4}{3} = \mathbf{1}\frac{1}{3}$ 3

Ответ: Парабола с вершиной в (0,0), ветви направлены вверх, "расширена" от оси OY, проходит через точки (-3,3), (3,3).

Построение графика функции $y = -x^2$

Здесь коэффициент $a=-1$. График является зеркальным отражением параболы $y=x^2$ относительно оси OX.

$x$ -2 -1 0 1 2
$y = -x^2$ -4 -1 0 -1 -4

Ответ: Парабола с вершиной в (0,0), ветви которой направлены вниз.


Анализ и вывод

Проанализировав построенные графики функций вида $y=ax^2$, можно сделать следующие выводы о влиянии коэффициента $a$ на вид параболы:

  • Все графики — параболы, симметричные относительно оси OY, с вершиной в начале координат (0, 0).
  • Знак коэффициента $a$ определяет направление ветвей параболы:
    • При $a > 0$ (как в $y=x^2, y=2x^2, y=\frac{1}{3}x^2$) ветви направлены вверх.
    • При $a < 0$ (как в $y=-x^2$) ветви направлены вниз.
  • Модуль коэффициента $|a|$ влияет на "ширину" или "растяжение" параболы:
    • Если $|a| > 1$ (как в $y=2x^2$), график параболы "уже" (растянут вдоль оси OY) по сравнению с графиком $y=x^2$.
    • Если $0 < |a| < 1$ (как в $y=\frac{1}{3}x^2$), график параболы "шире" (сжат к оси OX) по сравнению с графиком $y=x^2$.
    • График функции $y=-x^2$ имеет ту же форму, что и $y=x^2$ (так как $|-1|=1$), но отражен симметрично относительно оси OX.

Вывод: Коэффициент $a$ в уравнении $y=ax^2$ полностью определяет форму и ориентацию параболы. Знак $a$ задает направление ветвей (вверх при $a>0$, вниз при $a<0$), а модуль $|a|$ — степень её растяжения или сжатия вдоль оси OY (чем больше $|a|$, тем "уже" парабола). Ответ: Коэффициент $a$ определяет направление ветвей и степень "сжатия" или "растяжения" параболы $y=ax^2$ относительно базовой параболы $y=x^2$.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 8 класс, для упражнения номер 3.27 расположенного на странице 167 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.27 (с. 167), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.