Номер 4.127, страница 230 - гдз по алгебре 9 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой, синий с графиком
ISBN: 978-985-03-3077-2
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 9 классе
Глава 4. Прогрессии. Параграф 16. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии - номер 4.127, страница 230.
№4.127 (с. 230)
Условие. №4.127 (с. 230)
скриншот условия
4.127. Найдите первый член и разность арифметической прогрессии $(y_n)$, если известно, что:
а) $y_{10} = 40, S_{10} = 175;
б) $y_7 = -27, S_7 = -210;
в) $y_{15} = 47, S_{30} = 1500.$
Решение. №4.127 (с. 230)
Решение 2. №4.127 (с. 230)
Для решения задачи воспользуемся формулами для n-го члена арифметической прогрессии $y_n = y_1 + (n-1)d$ и суммы первых n членов арифметической прогрессии $S_n = \frac{y_1 + y_n}{2} \cdot n$, где $y_1$ — первый член прогрессии, а $d$ — её разность.
а) $y_{10} = 40, S_{10} = 175$
Сначала найдем первый член прогрессии $y_1$, используя формулу суммы. Нам известны $n=10$, $y_{10}=40$ и $S_{10}=175$.
$S_{10} = \frac{y_1 + y_{10}}{2} \cdot 10$
Подставим известные значения:
$175 = \frac{y_1 + 40}{2} \cdot 10$
$175 = (y_1 + 40) \cdot 5$
Разделим обе части на 5:
$35 = y_1 + 40$
$y_1 = 35 - 40 = -5$
Теперь, зная $y_1$ и $y_{10}$, найдем разность прогрессии $d$, используя формулу n-го члена.
$y_{10} = y_1 + (10-1)d$
$40 = -5 + 9d$
$45 = 9d$
$d = \frac{45}{9} = 5$
Ответ: $y_1 = -5$, $d = 5$.
б) $y_7 = -27, S_7 = -210$
Аналогично пункту а), найдем сначала первый член $y_1$. Нам известны $n=7$, $y_7=-27$ и $S_7=-210$.
$S_7 = \frac{y_1 + y_7}{2} \cdot 7$
Подставим известные значения:
$-210 = \frac{y_1 + (-27)}{2} \cdot 7$
$-210 = (y_1 - 27) \cdot 3.5$
Разделим обе части на 3.5 (или умножим на 2 и разделим на 7):
$-60 = y_1 - 27$
$y_1 = -60 + 27 = -33$
Теперь найдем разность прогрессии $d$, используя $y_1=-33$ и $y_7=-27$.
$y_7 = y_1 + (7-1)d$
$-27 = -33 + 6d$
$-27 + 33 = 6d$
$6 = 6d$
$d = 1$
Ответ: $y_1 = -33$, $d = 1$.
в) $y_{15} = 47, S_{30} = 1500$
В этом случае у нас есть два условия, связывающие $y_1$ и $d$. Составим систему из двух уравнений.
Первое уравнение из условия $y_{15} = 47$:
$y_{15} = y_1 + (15-1)d$
$47 = y_1 + 14d$
Второе уравнение из условия $S_{30} = 1500$. Здесь удобнее использовать другую формулу суммы: $S_n = \frac{2y_1 + (n-1)d}{2} \cdot n$.
$S_{30} = \frac{2y_1 + (30-1)d}{2} \cdot 30$
$1500 = (2y_1 + 29d) \cdot 15$
Разделим обе части на 15:
$100 = 2y_1 + 29d$
Теперь решим систему уравнений:
$\begin{cases} y_1 + 14d = 47 \\ 2y_1 + 29d = 100 \end{cases}$
Из первого уравнения выразим $y_1$:
$y_1 = 47 - 14d$
Подставим это выражение во второе уравнение:
$2(47 - 14d) + 29d = 100$
$94 - 28d + 29d = 100$
$94 + d = 100$
$d = 100 - 94 = 6$
Теперь найдем $y_1$, подставив значение $d=6$ в выражение для $y_1$:
$y_1 = 47 - 14 \cdot 6$
$y_1 = 47 - 84 = -37$
Ответ: $y_1 = -37$, $d = 6$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 9 класс, для упражнения номер 4.127 расположенного на странице 230 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №4.127 (с. 230), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.