Номер 12, страница 236 - гдз по алгебре 11 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый, зелёный с графиком
ISBN: 978-985-03-3165-6
Популярные ГДЗ в 11 классе
Тематические тесты. Тест 2. Иррациональные уравнения - номер 12, страница 236.
№12 (с. 236)
Условие. №12 (с. 236)
скриншот условия
12. Найдите значение выражения $x^2 - 5x$, если$\sqrt{14 + \sqrt{1 + \sqrt{x-2}}} + \sqrt{1 + \sqrt{x-2}} = 6$.
Решение. №12 (с. 236)
Решение 2. №12 (с. 236)
Для решения данной задачи введем замену, чтобы упростить исходное уравнение. Обозначим повторяющееся выражение через новую переменную.
Пусть $y = \sqrt{1 + \sqrt{x-2}}$.
По определению арифметического квадратного корня, значение $y$ должно быть неотрицательным, то есть $y \ge 0$.
Подставим $y$ в исходное уравнение:
$\sqrt{14 + y} + y = 6$
Теперь решим это уравнение относительно $y$. Изолируем радикал:
$\sqrt{14 + y} = 6 - y$
Для дальнейшего решения необходимо учесть область допустимых значений (ОДЗ). Правая часть уравнения должна быть неотрицательной, так как она равна значению корня:
$6 - y \ge 0 \implies y \le 6$
Учитывая ранее полученное условие $y \ge 0$, получаем ограничение для $y$: $0 \le y \le 6$.
Теперь возведем обе части уравнения $\sqrt{14 + y} = 6 - y$ в квадрат, чтобы избавиться от корня:
$(\sqrt{14 + y})^2 = (6 - y)^2$
$14 + y = 36 - 12y + y^2$
Перенесем все члены в одну сторону, чтобы получить стандартное квадратное уравнение:
$y^2 - 12y - y + 36 - 14 = 0$
$y^2 - 13y + 22 = 0$
Решим полученное квадратное уравнение. Воспользуемся формулой для нахождения корней через дискриминант $D = b^2 - 4ac$:
$D = (-13)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 22 = 169 - 88 = 81$
Корни уравнения:
$y_1 = \frac{-(-13) + \sqrt{81}}{2 \cdot 1} = \frac{13 + 9}{2} = \frac{22}{2} = 11$
$y_2 = \frac{-(-13) - \sqrt{81}}{2 \cdot 1} = \frac{13 - 9}{2} = \frac{4}{2} = 2$
Теперь проверим найденные корни на соответствие условию $0 \le y \le 6$.
Корень $y_1 = 11$ не удовлетворяет условию $y \le 6$, следовательно, это посторонний корень.
Корень $y_2 = 2$ удовлетворяет условию $0 \le 2 \le 6$, значит, это верное решение для $y$.
Теперь, когда мы нашли значение $y$, вернемся к замене, чтобы найти $x$:
$y = \sqrt{1 + \sqrt{x-2}}$
$2 = \sqrt{1 + \sqrt{x-2}}$
Возведем обе части в квадрат:
$2^2 = (\sqrt{1 + \sqrt{x-2}})^2$
$4 = 1 + \sqrt{x-2}$
$\sqrt{x-2} = 3$
Снова возведем обе части в квадрат:
$(\sqrt{x-2})^2 = 3^2$
$x - 2 = 9$
$x = 11$
Мы нашли значение $x$. Осталось вычислить значение требуемого выражения $x^2 - 5x$.
Подставим $x=11$ в выражение:
$x^2 - 5x = 11^2 - 5 \cdot 11 = 121 - 55 = 66$
Ответ: 66
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 12 расположенного на странице 236 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №12 (с. 236), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.