Номер 686, страница 199 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Параграф 10. Координаты и векторы - номер 686, страница 199.

№686 (с. 199)
Условие. №686 (с. 199)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 199, номер 686, Условие

686. Найдите длину отрезка прямой $AB$, принадлежащего шару с центром $Q$ и радиусом $R$, если:

a)

$A$ $(-5; -6; 9)$, $B$ $(-7; -6; 7)$, $Q$ $(2; -2; 1)$ и $R = 13$;

б)

$A$ $(-4; 9; 3)$, $B$ $(4; 15; -3)$, $Q$ $(2; 4; -1)$ и $R = 3$.

Решение 2. №686 (с. 199)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 199, номер 686, Решение 2
Решение 3. №686 (с. 199)

а)

Чтобы найти длину отрезка прямой, принадлежащего шару, мы определим точки пересечения этой прямой с поверхностью шара (сферой). Длина искомого отрезка будет равна расстоянию между этими двумя точками.

1. Сначала составим параметрические уравнения прямой, проходящей через точки $A(-5; -6; 9)$ и $B(-7; -6; 7)$.

Направляющий вектор прямой $\vec{v}$ равен вектору $\vec{AB}$:

$\vec{v} = \vec{AB} = (x_B - x_A; y_B - y_A; z_B - z_A) = (-7 - (-5); -6 - (-6); 7 - 9) = (-2; 0; -2)$.

Используем точку A в качестве начальной. Параметрические уравнения прямой имеют вид:

$\begin{cases} x = x_A + v_x t \\ y = y_A + v_y t \\ z = z_A + v_z t \end{cases} \implies \begin{cases} x = -5 - 2t \\ y = -6 \\ z = 9 - 2t \end{cases}$

2. Запишем уравнение сферы. Центр шара находится в точке $Q(2; -2; 1)$, а радиус $R = 13$.

Уравнение сферы: $(x - 2)^2 + (y - (-2))^2 + (z - 1)^2 = R^2$.

$(x - 2)^2 + (y + 2)^2 + (z - 1)^2 = 13^2 = 169$.

3. Найдем точки пересечения, подставив параметрические уравнения прямой в уравнение сферы.

$(-5 - 2t - 2)^2 + (-6 + 2)^2 + (9 - 2t - 1)^2 = 169$

$(-7 - 2t)^2 + (-4)^2 + (8 - 2t)^2 = 169$

Раскроем скобки:

$(49 + 28t + 4t^2) + 16 + (64 - 32t + 4t^2) = 169$

Приведем подобные слагаемые:

$8t^2 - 4t + 129 = 169$

$8t^2 - 4t - 40 = 0$

Разделим обе части уравнения на 4:

$2t^2 - t - 10 = 0$

4. Решим полученное квадратное уравнение для параметра $t$.

Дискриминант $D = b^2 - 4ac = (-1)^2 - 4 \cdot 2 \cdot (-10) = 1 + 80 = 81$.

Корни уравнения:

$t_1 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{1 - 9}{4} = -2$

$t_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{1 + 9}{4} = \frac{10}{4} = \frac{5}{2}$

5. Найдем координаты точек пересечения $P_1$ и $P_2$, подставив найденные значения $t_1$ и $t_2$ в параметрические уравнения прямой.

Для $t_1 = -2$:

$P_1 = (-5 - 2(-2); -6; 9 - 2(-2)) = (-1; -6; 13)$

Для $t_2 = 5/2$:

$P_2 = (-5 - 2(\frac{5}{2}); -6; 9 - 2(\frac{5}{2})) = (-10; -6; 4)$

6. Теперь найдем расстояние между точками $P_1$ и $P_2$, которое и является искомой длиной отрезка.

$L = |\vec{P_1P_2}| = \sqrt{(-10 - (-1))^2 + (-6 - (-6))^2 + (4 - 13)^2}$

$L = \sqrt{(-9)^2 + 0^2 + (-9)^2} = \sqrt{81 + 81} = \sqrt{162} = \sqrt{81 \cdot 2} = 9\sqrt{2}$

Ответ: $9\sqrt{2}$.

б)

Действуем по тому же алгоритму, что и в пункте а).

1. Составим параметрические уравнения прямой для точек $A(-4; 9; 3)$ и $B(4; 15; -3)$.

Направляющий вектор $\vec{v} = \vec{AB} = (4 - (-4); 15 - 9; -3 - 3) = (8; 6; -6)$.

Параметрические уравнения прямой:

$\begin{cases} x = -4 + 8t \\ y = 9 + 6t \\ z = 3 - 6t \end{cases}$

2. Уравнение сферы с центром в точке $Q(2; 4; -1)$ и радиусом $R = 3$.

$(x - 2)^2 + (y - 4)^2 + (z - (-1))^2 = 3^2$

$(x - 2)^2 + (y - 4)^2 + (z + 1)^2 = 9$

3. Подставим уравнения прямой в уравнение сферы.

$(-4 + 8t - 2)^2 + (9 + 6t - 4)^2 + (3 - 6t + 1)^2 = 9$

$(8t - 6)^2 + (6t + 5)^2 + (4 - 6t)^2 = 9$

Раскроем скобки:

$(64t^2 - 96t + 36) + (36t^2 + 60t + 25) + (16 - 48t + 36t^2) = 9$

Приведем подобные слагаемые:

$(64+36+36)t^2 + (-96+60-48)t + (36+25+16) = 9$

$136t^2 - 84t + 77 = 9$

$136t^2 - 84t + 68 = 0$

Разделим уравнение на 4:

$34t^2 - 21t + 17 = 0$

4. Проверим, имеет ли это уравнение действительные корни. Для этого вычислим дискриминант $D$.

$D = b^2 - 4ac = (-21)^2 - 4 \cdot 34 \cdot 17 = 441 - 2312 = -1871$.

Поскольку дискриминант $D < 0$, квадратное уравнение не имеет действительных корней для параметра $t$. Это означает, что прямая AB не пересекает сферу ни в одной точке.

Следовательно, не существует отрезка прямой, принадлежащего шару, и его длина равна нулю.

Ответ: 0.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 686 расположенного на странице 199 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №686 (с. 199), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.