Номер 12, страница 203 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Вопросы к § 11 - номер 12, страница 203.

№12 (с. 203)
Условие. №12 (с. 203)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 203, номер 12, Условие

12. Как разделить отрезок на $n$ отрезков-долей; отрезок в отношении $m : n$?

Решение 2. №12 (с. 203)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 203, номер 12, Решение 2
Решение 3. №12 (с. 203)

Как разделить отрезок на n отрезков-долей

Задача решается с помощью теоремы Фалеса. Для разделения данного отрезка $AB$ на $n$ равных частей (долей) необходимо выполнить следующие построения с помощью циркуля и линейки:

  1. Из одного из концов отрезка, например, из точки $A$, провести произвольный луч $l$, не лежащий на прямой $AB$.
  2. На луче $l$, начиная от точки $A$, отложить циркулем $n$ равных между собой отрезков произвольной длины. Обозначим концы этих отрезков как $A_1, A_2, \dots, A_n$. Таким образом, $AA_1 = A_1A_2 = \dots = A_{n-1}A_n$.
  3. Соединить точку $A_n$ (последнюю из отложенных точек) с другим концом исходного отрезка — точкой $B$. Получим отрезок $A_nB$.
  4. Через точки $A_1, A_2, \dots, A_{n-1}$, отложенные на луче $l$, провести прямые, параллельные отрезку $A_nB$.
  5. Точки пересечения этих параллельных прямых с исходным отрезком $AB$ разделят его на $n$ равных частей. Если обозначить точки пересечения как $B_1, B_2, \dots, B_{n-1}$, то получим $AB_1 = B_1B_2 = \dots = B_{n-1}B$.

Согласно обобщенной теореме Фалеса, если параллельные прямые пересекают стороны угла и отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне. В данном случае, угол образован лучом $l$ и отрезком $AB$, а прямые, проходящие через точки $A_1, \dots, A_{n-1}$, параллельны $A_nB$.

Ответ: Отрезок делится на $n$ равных частей путем построения вспомогательного луча, откладывания на нем $n$ равных отрезков и проведения параллельных прямых, как описано выше.

Как разделить отрезок в отношении m : n

Эта задача также решается на основе теоремы Фалеса и является обобщением предыдущей. Чтобы разделить отрезок $AB$ в заданном отношении $m:n$, то есть найти на нем такую точку $C$, что $AC:CB = m:n$, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Из конца отрезка, например, из точки $A$, провести произвольный луч $l$, не совпадающий с прямой $AB$.
  2. На этом луче отложить с помощью циркуля $m+n$ равных отрезков произвольной длины. Обозначим точки деления на луче как $P_1, P_2, \dots, P_m, \dots, P_{m+n}$.
  3. Соединить последнюю точку $P_{m+n}$ с другим концом исходного отрезка — точкой $B$.
  4. Найти на луче $l$ точку $P_m$, которая является концом $m$-го отрезка.
  5. Через точку $P_m$ провести прямую, параллельную отрезку $P_{m+n}B$.
  6. Точка $C$, в которой эта прямая пересечет отрезок $AB$, и будет искомой точкой.

Рассмотрим треугольники $\triangle AP_mC$ и $\triangle AP_{m+n}B$. Они подобны по двум углам (угол при вершине $A$ общий, а углы $\angle AP_mC$ и $\angle AP_{m+n}B$ равны как соответственные при параллельных прямых $P_mC$ и $P_{m+n}B$ и секущей $AP_{m+n}$).

Из подобия треугольников следует пропорциональность сторон:

$\frac{AC}{AP_m} = \frac{AB}{AP_{m+n}}$

Отсюда $AC = AB \cdot \frac{AP_m}{AP_{m+n}}$. Так как мы откладывали равные отрезки, то $AP_m = m \cdot k$ и $AP_{m+n} = (m+n) \cdot k$, где $k$ — длина одного отложенного отрезка.

Следовательно, $AC = AB \cdot \frac{m}{m+n}$.

Тогда длина второго отрезка $CB$ равна $CB = AB - AC = AB - AB \cdot \frac{m}{m+n} = AB \cdot (1 - \frac{m}{m+n}) = AB \cdot \frac{n}{m+n}$.

Таким образом, отношение длин отрезков $AC$ и $CB$ равно:

$\frac{AC}{CB} = \frac{AB \cdot \frac{m}{m+n}}{AB \cdot \frac{n}{m+n}} = \frac{m}{n}$

Что и требовалось доказать.

Ответ: Искомая точка $C$, делящая отрезок $AB$ в отношении $m:n$, находится путем построения вспомогательного луча, на котором откладывается $m+n$ равных долей, и проведения параллельной прямой через $m$-ю долю, как описано выше.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 12 расположенного на странице 203 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №12 (с. 203), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.