Номер 9, страница 203 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Вопросы к § 11 - номер 9, страница 203.

№9 (с. 203)
Условие. №9 (с. 203)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 203, номер 9, Условие

9. Как построить прямую, которая проходит через данную точку и перпендикулярна данной прямой; прямую, которая проходит через данную точку и параллельна данной прямой?

Решение 2. №9 (с. 203)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 203, номер 9, Решение 2
Решение 3. №9 (с. 203)

Как построить прямую, которая проходит через данную точку и перпендикулярна данной прямой

Для построения перпендикулярной прямой с помощью циркуля и линейки без делений рассмотрим два возможных случая.

Случай 1: Данная точка P не лежит на данной прямой l.

  1. Установите острие циркуля в точку $P$.
  2. Проведите дугу таким радиусом, чтобы она пересекла прямую $l$ в двух различных точках. Обозначим эти точки пересечения $A$ и $B$.
  3. Установите острие циркуля в точку $A$ и проведите дугу с противоположной стороны от прямой $l$ относительно точки $P$. Раствор циркуля должен быть больше половины длины отрезка $AB$.
  4. Не меняя раствора циркуля, установите его острие в точку $B$ и проведите еще одну дугу так, чтобы она пересекла предыдущую. Обозначим точку их пересечения $Q$.
  5. С помощью линейки проведите прямую через точки $P$ и $Q$.

Прямая $PQ$ является искомой, так как она проходит через точку $P$ и перпендикулярна прямой $l$. Это следует из свойства, что все точки, равноудаленные от концов отрезка ($A$ и $B$), лежат на его серединном перпендикуляре. По построению, точки $P$ и $Q$ равноудалены от $A$ и $B$, следовательно, прямая $PQ$ — серединный перпендикуляр к отрезку $AB$, а значит, $PQ \perp l$.

Случай 2: Данная точка P лежит на данной прямой l.

  1. Установите острие циркуля в точку $P$.
  2. Проведите окружность (или две дуги) произвольного, но фиксированного радиуса, которая пересечет прямую $l$ в двух точках по разные стороны от $P$. Обозначим их $A$ и $B$.
  3. Установите острие циркуля в точку $A$. Увеличьте раствор циркуля (он должен быть больше радиуса $AP$) и проведите дугу над или под прямой $l$.
  4. Не меняя раствора циркуля, установите его острие в точку $B$ и проведите вторую дугу так, чтобы она пересекла первую. Обозначим точку их пересечения $Q$.
  5. С помощью линейки проведите прямую через точки $P$ и $Q$.

Прямая $PQ$ является искомой. Она перпендикулярна прямой $l$ в точке $P$, так как является серединным перпендикуляром к отрезку $AB$, для которого точка $P$ — середина.

Ответ: Вышеописанные алгоритмы позволяют построить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную данной прямой, с помощью циркуля и линейки.

Как построить прямую, которая проходит через данную точку и параллельна данной прямой

Пусть дана прямая $l$ и точка $P$, не лежащая на этой прямой. Если точка лежит на прямой, то искомая параллельная прямая совпадает с данной. Рассмотрим два основных метода построения.

Метод 1: Копирование угла (построение равных накрест лежащих углов)

  1. Через точку $P$ и любую произвольную точку на прямой $l$ (назовем ее $A$) проведите вспомогательную прямую-секущую.
  2. Установите острие циркуля в точку $A$ и проведите дугу, которая пересечет прямую $l$ в точке $B$ и секущую $AP$ в точке $C$.
  3. Не меняя раствора циркуля, установите его острие в точку $P$ и проведите такую же дугу с противоположной стороны от секущей $AP$. Эта дуга пересечет секущую в точке $D$.
  4. Измерьте циркулем расстояние между точками $B$ и $C$.
  5. Сохраняя этот раствор циркуля, установите его острие в точку $D$ и проведите короткую дугу так, чтобы она пересекла дугу, построенную в шаге 3. Обозначим точку пересечения $E$.
  6. С помощью линейки проведите прямую через точки $P$ и $E$.

Прямая $PE$ параллельна прямой $l$. Это следует из признака параллельности прямых: если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны (по построению $\angle EPA = \angle CAB$), то прямые параллельны.

Метод 2: Построение двух перпендикуляров

  1. Используя алгоритм, описанный в первой части (Случай 1), постройте прямую $m$, проходящую через точку $P$ и перпендикулярную прямой $l$.
  2. Теперь, используя алгоритм из первой части (Случай 2), постройте прямую $n$, проходящую через точку $P$ и перпендикулярную построенной прямой $m$.

Прямая $n$ параллельна исходной прямой $l$. Это следует из теоремы: две прямые ($l$ и $n$), перпендикулярные одной и той же третьей прямой ($m$), параллельны между собой.

Ответ: Вышеописанные алгоритмы позволяют построить прямую, проходящую через данную точку и параллельную данной прямой, с помощью циркуля и линейки.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 9 расположенного на странице 203 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №9 (с. 203), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.