Номер 13, страница 203 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Вопросы к § 11 - номер 13, страница 203.

№13 (с. 203)
Условие. №13 (с. 203)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 203, номер 13, Условие

13. Как построить отрезок, четвертый пропорциональный трем данным отрезкам; средний пропорциональный двум данным отрезкам; отрезок, длина которого выражается через длины $a$ и $b$ данных отрезков по формуле $\sqrt{a^2 \pm b^2}$?

Решение 2. №13 (с. 203)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 203, номер 13, Решение 2
Решение 3. №13 (с. 203)

Как построить отрезок, четвертый пропорциональный трем данным отрезкам

Пусть даны три отрезка с длинами $a$, $b$ и $c$. Требуется построить отрезок $x$ такой, что выполняется пропорция $a : b = c : x$, или, что то же самое, $\frac{a}{b} = \frac{c}{x}$. Из этой пропорции следует, что $x = \frac{b \cdot c}{a}$. Построение основано на обобщенной теореме Фалеса (теореме о пропорциональных отрезках).

Порядок построения:

1. Начертим произвольный угол с вершиной в точке $O$.

2. На одной стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OA$, равный по длине отрезку $a$.

3. На другой стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OB$, равный по длине отрезку $b$.

4. Соединим точки $A$ и $B$ отрезком.

5. На той же стороне, где лежит точка $A$, отложим от вершины $O$ отрезок $OC$, равный по длине отрезку $c$.

6. Через точку $C$ проведем прямую, параллельную отрезку $AB$. Эта прямая пересечет вторую сторону угла в некоторой точке $D$.

Обоснование:

Рассмотрим угол с вершиной $O$ и прямые $AB$ и $CD$, пересекающие его стороны. Так как по построению $CD \parallel AB$, то по обобщенной теореме Фалеса треугольники $\triangle OAB$ и $\triangle OCD$ подобны. Из подобия треугольников следует пропорциональность их сторон:

$\frac{OA}{OC} = \frac{OB}{OD}$

Подставив длины отрезков, получим:

$\frac{a}{c} = \frac{b}{x}$

Это не совсем та пропорция. Давайте скорректируем построение для получения $a:b = c:x$.

Исправленный порядок построения:

1. Начертим произвольный угол с вершиной в точке $O$.

2. На одной стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OA$, равный $a$, и на той же стороне от точки $A$ отложим отрезок $AC$, равный $c$. Таким образом, $OC = a+c$.

3. На другой стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OB$, равный $b$.

4. Соединим точки $A$ и $B$.

5. Через точку $C$ проведем прямую, параллельную $AB$. Она пересечет вторую сторону угла в точке $D$.

Обоснование для исправленного построения:

По теореме о пропорциональных отрезках, так как $CD \parallel AB$, то $\frac{OA}{AC} = \frac{OB}{BD}$. Подставив длины, получаем $\frac{a}{c} = \frac{b}{BD}$. Отсюда искомый отрезок $x = BD = \frac{b \cdot c}{a}$. Однако, исходная пропорция была $a:b = c:x$. Давайте используем подобие треугольников из первого варианта, но правильно расставим отрезки.

Окончательный и самый простой способ:

1. Начертим произвольный угол с вершиной в точке $O$.

2. На одной стороне угла отложим от вершины отрезок $OA = a$.

3. На этой же стороне отложим от вершины отрезок $OB = b$.

4. На другой стороне угла отложим от вершины отрезок $OC = c$.

5. Соединим точки $A$ и $C$.

6. Через точку $B$ проведем прямую, параллельную отрезку $AC$. Эта прямая пересечет вторую сторону угла в точке $D$. Отрезок $CD$ будет искомым. Нет, это неверно. Искомым будет отрезок $OD$.

Обоснование: Треугольники $\triangle OAC$ и $\triangle OBD$ подобны. Следовательно, $\frac{OA}{OB} = \frac{OC}{OD}$. Подставляем: $\frac{a}{b} = \frac{c}{OD}$. Отрезок $OD$ и есть искомый отрезок $x$.

Ответ: Отрезок $OD$, построенный последним способом, является искомым четвертым пропорциональным отрезком.

Как построить отрезок, средний пропорциональный двум данным отрезкам

Пусть даны два отрезка с длинами $a$ и $b$. Требуется построить отрезок $x$, который является их средним пропорциональным (или средним геометрическим), то есть для которого выполняется пропорция $a : x = x : b$, или $x^2 = a \cdot b$. Построение основано на свойстве высоты в прямоугольном треугольнике.

Порядок построения:

1. На прямой отложим последовательно два отрезка: $AH = a$ и $HB = b$. Таким образом, мы получим отрезок $AB$ длиной $a+b$.

2. Построим полуокружность, для которой отрезок $AB$ является диаметром. Для этого найдем середину $O$ отрезка $AB$ и проведем дугу с центром в $O$ и радиусом $OA = OB$.

3. В точке $H$ (точка соединения отрезков $a$ и $b$) восстановим перпендикуляр к прямой $AB$.

4. Точку пересечения этого перпендикуляра с полуокружностью обозначим $C$.

Обоснование:

Рассмотрим треугольник $\triangle ACB$. Угол $\angle ACB$ является вписанным и опирается на диаметр $AB$, следовательно, он прямой ($\angle ACB = 90^\circ$). $CH$ по построению является высотой, проведенной из вершины прямого угла к гипотенузе. По известной теореме о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, квадрат высоты, проведенной к гипотенузе, равен произведению проекций катетов на гипотенузу: $CH^2 = AH \cdot HB$.

Подставив длины отрезков, получим $x^2 = a \cdot b$, откуда $x = \sqrt{a \cdot b}$.

Ответ: Отрезок $CH$ является искомым средним пропорциональным.

Как построить отрезок, длина которого выражается через длины a и b данных отрезков по формуле $\sqrt{a^2 \pm b^2}$

Это задание разбивается на два случая, и оба решаются с помощью теоремы Пифагора.

1. Построение отрезка длиной $x = \sqrt{a^2 + b^2}$

Это выражение соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами $a$ и $b$.

Порядок построения:

1. Построим прямой угол с вершиной в точке $C$.

2. На одной стороне угла отложим от вершины отрезок $CA = a$.

3. На другой стороне угла отложим от вершины отрезок $CB = b$.

4. Соединим точки $A$ и $B$.

Обоснование: В прямоугольном треугольнике $\triangle ACB$ по теореме Пифагора $AB^2 = CA^2 + CB^2$. Подставив длины, получаем $x^2 = a^2 + b^2$, следовательно, длина отрезка $AB$ равна $x = \sqrt{a^2 + b^2}$.

2. Построение отрезка длиной $x = \sqrt{a^2 - b^2}$

Это выражение (имеющее смысл только при $a > b$) соответствует длине катета прямоугольного треугольника, у которого гипотенуза равна $a$, а другой катет равен $b$.

Порядок построения:

1. Начертим отрезок $AB$ длиной $a$.

2. Построим полуокружность, для которой отрезок $AB$ является диаметром.

3. Из точки $B$ (или $A$) проведем дугу окружности радиусом $b$. Эта дуга пересечет полуокружность в некоторой точке $C$.

4. Соединим точки $A$ и $C$.

Обоснование: Треугольник $\triangle ACB$ является прямоугольным, так как его вершина $C$ лежит на окружности, а сторона $AB$ является диаметром ($\angle ACB = 90^\circ$). По теореме Пифагора $AC^2 + BC^2 = AB^2$. Подставив известные длины, получаем $x^2 + b^2 = a^2$, откуда $x^2 = a^2 - b^2$ и $x = \sqrt{a^2 - b^2}$.

Ответ: В первом случае искомым является отрезок $AB$ (гипотенуза), во втором — отрезок $AC$ (катет).

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 13 расположенного на странице 203 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №13 (с. 203), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.