Номер 13, страница 203 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский
Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.
Тип: Учебник
Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый в клеточку
ISBN: 978-985-11-1251-3
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Раздел 4. Повторение. Вопросы к § 11 - номер 13, страница 203.
№13 (с. 203)
Условие. №13 (с. 203)
скриншот условия
13. Как построить отрезок, четвертый пропорциональный трем данным отрезкам; средний пропорциональный двум данным отрезкам; отрезок, длина которого выражается через длины $a$ и $b$ данных отрезков по формуле $\sqrt{a^2 \pm b^2}$?
Решение 2. №13 (с. 203)
Решение 3. №13 (с. 203)
Как построить отрезок, четвертый пропорциональный трем данным отрезкам
Пусть даны три отрезка с длинами $a$, $b$ и $c$. Требуется построить отрезок $x$ такой, что выполняется пропорция $a : b = c : x$, или, что то же самое, $\frac{a}{b} = \frac{c}{x}$. Из этой пропорции следует, что $x = \frac{b \cdot c}{a}$. Построение основано на обобщенной теореме Фалеса (теореме о пропорциональных отрезках).
Порядок построения:
1. Начертим произвольный угол с вершиной в точке $O$.
2. На одной стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OA$, равный по длине отрезку $a$.
3. На другой стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OB$, равный по длине отрезку $b$.
4. Соединим точки $A$ и $B$ отрезком.
5. На той же стороне, где лежит точка $A$, отложим от вершины $O$ отрезок $OC$, равный по длине отрезку $c$.
6. Через точку $C$ проведем прямую, параллельную отрезку $AB$. Эта прямая пересечет вторую сторону угла в некоторой точке $D$.
Обоснование:
Рассмотрим угол с вершиной $O$ и прямые $AB$ и $CD$, пересекающие его стороны. Так как по построению $CD \parallel AB$, то по обобщенной теореме Фалеса треугольники $\triangle OAB$ и $\triangle OCD$ подобны. Из подобия треугольников следует пропорциональность их сторон:
$\frac{OA}{OC} = \frac{OB}{OD}$
Подставив длины отрезков, получим:
$\frac{a}{c} = \frac{b}{x}$
Это не совсем та пропорция. Давайте скорректируем построение для получения $a:b = c:x$.
Исправленный порядок построения:
1. Начертим произвольный угол с вершиной в точке $O$.
2. На одной стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OA$, равный $a$, и на той же стороне от точки $A$ отложим отрезок $AC$, равный $c$. Таким образом, $OC = a+c$.
3. На другой стороне угла отложим от вершины $O$ отрезок $OB$, равный $b$.
4. Соединим точки $A$ и $B$.
5. Через точку $C$ проведем прямую, параллельную $AB$. Она пересечет вторую сторону угла в точке $D$.
Обоснование для исправленного построения:
По теореме о пропорциональных отрезках, так как $CD \parallel AB$, то $\frac{OA}{AC} = \frac{OB}{BD}$. Подставив длины, получаем $\frac{a}{c} = \frac{b}{BD}$. Отсюда искомый отрезок $x = BD = \frac{b \cdot c}{a}$. Однако, исходная пропорция была $a:b = c:x$. Давайте используем подобие треугольников из первого варианта, но правильно расставим отрезки.
Окончательный и самый простой способ:
1. Начертим произвольный угол с вершиной в точке $O$.
2. На одной стороне угла отложим от вершины отрезок $OA = a$.
3. На этой же стороне отложим от вершины отрезок $OB = b$.
4. На другой стороне угла отложим от вершины отрезок $OC = c$.
5. Соединим точки $A$ и $C$.
6. Через точку $B$ проведем прямую, параллельную отрезку $AC$. Эта прямая пересечет вторую сторону угла в точке $D$. Отрезок $CD$ будет искомым. Нет, это неверно. Искомым будет отрезок $OD$.
Обоснование: Треугольники $\triangle OAC$ и $\triangle OBD$ подобны. Следовательно, $\frac{OA}{OB} = \frac{OC}{OD}$. Подставляем: $\frac{a}{b} = \frac{c}{OD}$. Отрезок $OD$ и есть искомый отрезок $x$.
Ответ: Отрезок $OD$, построенный последним способом, является искомым четвертым пропорциональным отрезком.
Как построить отрезок, средний пропорциональный двум данным отрезкам
Пусть даны два отрезка с длинами $a$ и $b$. Требуется построить отрезок $x$, который является их средним пропорциональным (или средним геометрическим), то есть для которого выполняется пропорция $a : x = x : b$, или $x^2 = a \cdot b$. Построение основано на свойстве высоты в прямоугольном треугольнике.
Порядок построения:
1. На прямой отложим последовательно два отрезка: $AH = a$ и $HB = b$. Таким образом, мы получим отрезок $AB$ длиной $a+b$.
2. Построим полуокружность, для которой отрезок $AB$ является диаметром. Для этого найдем середину $O$ отрезка $AB$ и проведем дугу с центром в $O$ и радиусом $OA = OB$.
3. В точке $H$ (точка соединения отрезков $a$ и $b$) восстановим перпендикуляр к прямой $AB$.
4. Точку пересечения этого перпендикуляра с полуокружностью обозначим $C$.
Обоснование:
Рассмотрим треугольник $\triangle ACB$. Угол $\angle ACB$ является вписанным и опирается на диаметр $AB$, следовательно, он прямой ($\angle ACB = 90^\circ$). $CH$ по построению является высотой, проведенной из вершины прямого угла к гипотенузе. По известной теореме о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, квадрат высоты, проведенной к гипотенузе, равен произведению проекций катетов на гипотенузу: $CH^2 = AH \cdot HB$.
Подставив длины отрезков, получим $x^2 = a \cdot b$, откуда $x = \sqrt{a \cdot b}$.
Ответ: Отрезок $CH$ является искомым средним пропорциональным.
Как построить отрезок, длина которого выражается через длины a и b данных отрезков по формуле $\sqrt{a^2 \pm b^2}$
Это задание разбивается на два случая, и оба решаются с помощью теоремы Пифагора.
1. Построение отрезка длиной $x = \sqrt{a^2 + b^2}$
Это выражение соответствует длине гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами $a$ и $b$.
Порядок построения:
1. Построим прямой угол с вершиной в точке $C$.
2. На одной стороне угла отложим от вершины отрезок $CA = a$.
3. На другой стороне угла отложим от вершины отрезок $CB = b$.
4. Соединим точки $A$ и $B$.
Обоснование: В прямоугольном треугольнике $\triangle ACB$ по теореме Пифагора $AB^2 = CA^2 + CB^2$. Подставив длины, получаем $x^2 = a^2 + b^2$, следовательно, длина отрезка $AB$ равна $x = \sqrt{a^2 + b^2}$.
2. Построение отрезка длиной $x = \sqrt{a^2 - b^2}$
Это выражение (имеющее смысл только при $a > b$) соответствует длине катета прямоугольного треугольника, у которого гипотенуза равна $a$, а другой катет равен $b$.
Порядок построения:
1. Начертим отрезок $AB$ длиной $a$.
2. Построим полуокружность, для которой отрезок $AB$ является диаметром.
3. Из точки $B$ (или $A$) проведем дугу окружности радиусом $b$. Эта дуга пересечет полуокружность в некоторой точке $C$.
4. Соединим точки $A$ и $C$.
Обоснование: Треугольник $\triangle ACB$ является прямоугольным, так как его вершина $C$ лежит на окружности, а сторона $AB$ является диаметром ($\angle ACB = 90^\circ$). По теореме Пифагора $AC^2 + BC^2 = AB^2$. Подставив известные длины, получаем $x^2 + b^2 = a^2$, откуда $x^2 = a^2 - b^2$ и $x = \sqrt{a^2 - b^2}$.
Ответ: В первом случае искомым является отрезок $AB$ (гипотенуза), во втором — отрезок $AC$ (катет).
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 13 расположенного на странице 203 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №13 (с. 203), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.