Номер 31.32, страница 150 - гдз по алгебре 7-9 класс сборник задач Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: синий с графиками
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 7 классе
8 класс. Параграф 31. Функция y=k/x (k≠0), y=x^3, y=|x|, y=√x - номер 31.32, страница 150.
№31.32 (с. 150)
Условие. №31.32 (с. 150)
скриншот условия
31.32*. В одной системе координат постройте графики функций и найдите координаты их общих точек:
а) $y = x^3$ и $y = 1 - x$;
б) $y = x^3$ и $y = \sqrt{x}$;
в) $y = |x|$ и $y = -\frac{x+6}{2}$;
г) $y = |x|$ и $y = \frac{16}{x}$;
д) $y = |x|$ и $y = -x^2+8$.
Решение. №31.32 (с. 150)
Решение 2. №31.32 (с. 150)
а) $y = x^3$ и $y = 1 - x$
График функции $y = x^3$ — это кубическая парабола, проходящая через начало координат, симметричная относительно начала координат. График функции $y = 1 - x$ — это прямая линия, проходящая через точки $(0, 1)$ и $(1, 0)$.
Чтобы найти координаты общих точек, приравняем выражения для $y$:
$x^3 = 1 - x$
$x^3 + x - 1 = 0$
Это кубическое уравнение. Проанализируем функцию $f(x) = x^3 + x - 1$. Её производная $f'(x) = 3x^2 + 1$ всегда положительна ($3x^2 \ge 0$, следовательно $3x^2 + 1 \ge 1$). Это означает, что функция $f(x)$ является строго возрастающей на всей числовой оси. Следовательно, уравнение $f(x) = 0$ может иметь не более одного действительного корня.
Поскольку $f(0) = -1$ и $f(1) = 1$, а функция непрерывна, корень $x_0$ существует и находится в интервале $(0, 1)$. У этого уравнения нет простых рациональных корней.
Таким образом, графики пересекаются в одной точке. Координата $x$ этой точки является единственным действительным корнем уравнения $x^3 + x - 1 = 0$. Обозначим этот корень как $x_0$.
Тогда координата $y$ будет $y_0 = 1 - x_0$.
При построении графиков можно найти приблизительное значение. Корень $x_0 \approx 0.68$, тогда $y_0 \approx 1 - 0.68 = 0.32$.
Ответ: Точка пересечения одна, её координаты $(x_0, 1 - x_0)$, где $x_0$ — единственный действительный корень уравнения $x^3 + x - 1 = 0$.
б) $y = x^3$ и $y = \sqrt{x}$
График функции $y = x^3$ — кубическая парабола. График функции $y = \sqrt{x}$ — ветвь параболы, расположенная в первой координатной четверти. Область определения этой функции $x \ge 0$.
Для нахождения общих точек решим уравнение:
$x^3 = \sqrt{x}$
Поскольку $x \ge 0$, мы можем возвести обе части уравнения в квадрат:
$(x^3)^2 = (\sqrt{x})^2$
$x^6 = x$
$x^6 - x = 0$
$x(x^5 - 1) = 0$
Отсюда получаем два возможных значения для $x$:
1) $x = 0$. Тогда $y = 0^3 = 0$. Первая точка пересечения — $(0, 0)$.
2) $x^5 - 1 = 0 \implies x^5 = 1 \implies x = 1$. Тогда $y = 1^3 = 1$. Вторая точка пересечения — $(1, 1)$.
Ответ: $(0, 0)$, $(1, 1)$.
в) $y = |x|$ и $y = -\frac{x+6}{2}$
График функции $y = |x|$ — это график, состоящий из двух лучей: $y = x$ при $x \ge 0$ и $y = -x$ при $x < 0$. График функции $y = -\frac{x+6}{2}$ или $y = -0.5x - 3$ — это прямая линия.
Приравняем функции для нахождения общих точек: $|x| = -\frac{x+6}{2}$.
Рассмотрим два случая:
1) Если $x \ge 0$, то $|x| = x$.
$x = -\frac{x+6}{2}$
$2x = -x - 6$
$3x = -6$
$x = -2$
Полученное значение $x = -2$ не удовлетворяет условию $x \ge 0$, следовательно, в этой области решений нет.
2) Если $x < 0$, то $|x| = -x$.
$-x = -\frac{x+6}{2}$
$x = \frac{x+6}{2}$
$2x = x + 6$
$x = 6$
Полученное значение $x = 6$ не удовлетворяет условию $x < 0$, следовательно, и в этой области решений нет.
Таким образом, у графиков данных функций нет общих точек.
Ответ: Общих точек нет.
г) $y = |x|$ и $y = \frac{16}{x}$
График функции $y = |x|$ — "галочка" с вершиной в начале координат. График функции $y = \frac{16}{x}$ — гипербола с ветвями в I и III координатных четвертях.
Решим уравнение $|x| = \frac{16}{x}$.
Так как левая часть $|x| \ge 0$, то и правая часть должна быть неотрицательной: $\frac{16}{x} \ge 0$, что выполняется при $x > 0$.
Следовательно, мы ищем решение только для $x > 0$.
При $x > 0$ имеем $|x| = x$. Уравнение принимает вид:
$x = \frac{16}{x}$
$x^2 = 16$
$x = \pm 4$
Учитывая условие $x > 0$, получаем единственный корень $x = 4$.
Найдем соответствующий $y$: $y = |4| = 4$.
Точка пересечения — $(4, 4)$.
Ответ: $(4, 4)$.
д) $y = |x|$ и $y = -x^2 + 8$
График функции $y = |x|$ — "галочка" с вершиной в начале координат. График функции $y = -x^2 + 8$ — парабола с ветвями, направленными вниз, и вершиной в точке $(0, 8)$.
Решим уравнение $|x| = -x^2 + 8$.
Рассмотрим два случая:
1) Если $x \ge 0$, то $|x| = x$.
$x = -x^2 + 8$
$x^2 + x - 8 = 0$
Решим квадратное уравнение с помощью дискриминанта: $D = 1^2 - 4(1)(-8) = 1 + 32 = 33$.
$x = \frac{-1 \pm \sqrt{33}}{2}$.
Так как $x \ge 0$, подходит только корень $x_1 = \frac{-1 + \sqrt{33}}{2}$.
Найдем $y_1 = |x_1| = x_1 = \frac{-1 + \sqrt{33}}{2}$.
Первая точка пересечения: $(\frac{-1 + \sqrt{33}}{2}, \frac{-1 + \sqrt{33}}{2})$.
2) Если $x < 0$, то $|x| = -x$.
$-x = -x^2 + 8$
$x^2 - x - 8 = 0$
Решим квадратное уравнение: $D = (-1)^2 - 4(1)(-8) = 1 + 32 = 33$.
$x = \frac{1 \pm \sqrt{33}}{2}$.
Так как $x < 0$, подходит только корень $x_2 = \frac{1 - \sqrt{33}}{2}$ (поскольку $\sqrt{33} > \sqrt{1} = 1$).
Найдем $y_2 = |x_2| = -x_2 = -(\frac{1 - \sqrt{33}}{2}) = \frac{-1 + \sqrt{33}}{2}$.
Вторая точка пересечения: $(\frac{1 - \sqrt{33}}{2}, \frac{-1 + \sqrt{33}}{2})$.
Ответ: $(\frac{-1 + \sqrt{33}}{2}, \frac{-1 + \sqrt{33}}{2})$, $(\frac{1 - \sqrt{33}}{2}, \frac{-1 + \sqrt{33}}{2})$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 7-9 класс, для упражнения номер 31.32 расположенного на странице 150 к сборнику задач 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №31.32 (с. 150), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.