Номер 2.229, страница 145 - гдз по алгебре 8 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый с графиком
ISBN: ISBN 978-985-03-4081-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Глава 2. Квадратные уравнения. Параграф 12. Решение целых рациональных уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям - номер 2.229, страница 145.
№2.229 (с. 145)
Условие. №2.229 (с. 145)
скриншот условия
2.229. Решите биквадратное уравнение:
а) $x^4 - 5x^2 + 4 = 0$;
б) $9x^4 - 10x^2 + 1 = 0$;
в) $7x^4 - 6x^2 - 1 = 0$;
г) $3x^4 - 13x^2 + 4 = 0$.
Решение. №2.229 (с. 145)
Решение 2. №2.229 (с. 145)
Это биквадратное уравнение. Для его решения введем замену переменной. Пусть $t = x^2$. Так как квадрат любого действительного числа является неотрицательным, то должно выполняться условие $t \ge 0$.
После замены исходное уравнение превращается в квадратное уравнение относительно переменной $t$:
$t^2 - 5t + 4 = 0$
Решим полученное квадратное уравнение. Можно воспользоваться теоремой Виета: сумма корней равна 5, а их произведение равно 4. Отсюда легко находятся корни $t_1 = 1$ и $t_2 = 4$.
Оба найденных значения для $t$ положительны, следовательно, они оба удовлетворяют условию $t \ge 0$.
Теперь выполним обратную замену для каждого найденного корня $t$:
1) Если $t = 1$, то $x^2 = 1$. Отсюда $x_{1,2} = \pm\sqrt{1} = \pm 1$.
2) Если $t = 4$, то $x^2 = 4$. Отсюда $x_{3,4} = \pm\sqrt{4} = \pm 2$.
Таким образом, уравнение имеет четыре действительных корня. Ответ: $\pm 1; \pm 2$.
Сделаем замену переменной $t = x^2$ ($t \ge 0$). Уравнение примет вид:
$9t^2 - 10t + 1 = 0$
Найдем корни этого квадратного уравнения через дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = (-10)^2 - 4 \cdot 9 \cdot 1 = 100 - 36 = 64$
$t = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a} = \frac{10 \pm \sqrt{64}}{2 \cdot 9} = \frac{10 \pm 8}{18}$
Получаем два корня для $t$:
$t_1 = \frac{10 - 8}{18} = \frac{2}{18} = \frac{1}{9}$
$t_2 = \frac{10 + 8}{18} = \frac{18}{18} = 1$
Оба корня положительны и подходят. Выполним обратную замену:
1) $x^2 = \frac{1}{9} \implies x_{1,2} = \pm\sqrt{\frac{1}{9}} = \pm \frac{1}{3}$.
2) $x^2 = 1 \implies x_{3,4} = \pm\sqrt{1} = \pm 1$.
Ответ: $\pm 1; \pm \frac{1}{3}$.
Введем замену $t = x^2$, где $t \ge 0$.
Получаем квадратное уравнение: $7t^2 - 6t - 1 = 0$.
Решим его через дискриминант:
$D = (-6)^2 - 4 \cdot 7 \cdot (-1) = 36 + 28 = 64$
$t = \frac{6 \pm \sqrt{64}}{2 \cdot 7} = \frac{6 \pm 8}{14}$
Корни для $t$:
$t_1 = \frac{6 + 8}{14} = \frac{14}{14} = 1$
$t_2 = \frac{6 - 8}{14} = \frac{-2}{14} = -\frac{1}{7}$
Корень $t_2 = -\frac{1}{7}$ не удовлетворяет условию $t \ge 0$, поэтому является посторонним.
Рассматриваем только $t_1 = 1$. Выполняем обратную замену:
$x^2 = 1 \implies x_{1,2} = \pm 1$.
Ответ: $\pm 1$.
Выполним замену $t = x^2$, при условии $t \ge 0$.
Уравнение преобразуется в квадратное: $3t^2 - 13t + 4 = 0$.
Найдем дискриминант:
$D = (-13)^2 - 4 \cdot 3 \cdot 4 = 169 - 48 = 121$
Найдем корни для $t$:
$t = \frac{13 \pm \sqrt{121}}{2 \cdot 3} = \frac{13 \pm 11}{6}$
$t_1 = \frac{13 + 11}{6} = \frac{24}{6} = 4$
$t_2 = \frac{13 - 11}{6} = \frac{2}{6} = \frac{1}{3}$
Оба корня положительны. Выполним обратную замену:
1) $x^2 = 4 \implies x_{1,2} = \pm\sqrt{4} = \pm 2$.
2) $x^2 = \frac{1}{3} \implies x_{3,4} = \pm\sqrt{\frac{1}{3}} = \pm\frac{1}{\sqrt{3}} = \pm\frac{\sqrt{3}}{3}$.
Ответ: $\pm 2; \pm \frac{\sqrt{3}}{3}$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 8 класс, для упражнения номер 2.229 расположенного на странице 145 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.229 (с. 145), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.