Номер 2.232, страница 146 - гдз по алгебре 8 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый с графиком
ISBN: ISBN 978-985-03-4081-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Глава 2. Квадратные уравнения. Параграф 12. Решение целых рациональных уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям - номер 2.232, страница 146.
№2.232 (с. 146)
Условие. №2.232 (с. 146)
скриншот условия
2.232. Выполните замену переменной и решите уравнение:
a) $(x^2 - 5x)^2 + 10(x^2 - 5x) + 24 = 0;$
б) $(x^2 - 6x)^2 + (x^2 - 6x) - 56 = 0.$
Решение. №2.232 (с. 146)
Решение 2. №2.232 (с. 146)
а) $(x^2 - 5x)^2 + 10(x^2 - 5x) + 24 = 0$
Данное уравнение решается методом замены переменной. Заметим, что выражение $(x^2 - 5x)$ повторяется.
Введем замену: пусть $t = x^2 - 5x$. Тогда исходное уравнение можно переписать в виде квадратного уравнения относительно $t$:
$t^2 + 10t + 24 = 0$
Решим это квадратное уравнение с помощью дискриминанта. Формула дискриминанта: $D = b^2 - 4ac$.
$D = 10^2 - 4 \cdot 1 \cdot 24 = 100 - 96 = 4$
Поскольку $D > 0$, уравнение имеет два корня, которые находятся по формуле $t = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}$:
$t_1 = \frac{-10 - \sqrt{4}}{2 \cdot 1} = \frac{-10 - 2}{2} = \frac{-12}{2} = -6$
$t_2 = \frac{-10 + \sqrt{4}}{2 \cdot 1} = \frac{-10 + 2}{2} = \frac{-8}{2} = -4$
Теперь необходимо выполнить обратную замену для каждого найденного значения $t$.
Случай 1: $t = -6$
$x^2 - 5x = -6$
$x^2 - 5x + 6 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Дискриминант:
$D_1 = (-5)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 6 = 25 - 24 = 1$
Корни:
$x_1 = \frac{-(-5) - \sqrt{1}}{2 \cdot 1} = \frac{5 - 1}{2} = 2$
$x_2 = \frac{-(-5) + \sqrt{1}}{2 \cdot 1} = \frac{5 + 1}{2} = 3$
Случай 2: $t = -4$
$x^2 - 5x = -4$
$x^2 - 5x + 4 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Дискриминант:
$D_2 = (-5)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 4 = 25 - 16 = 9$
Корни:
$x_3 = \frac{-(-5) - \sqrt{9}}{2 \cdot 1} = \frac{5 - 3}{2} = 1$
$x_4 = \frac{-(-5) + \sqrt{9}}{2 \cdot 1} = \frac{5 + 3}{2} = 4$
Таким образом, мы получили четыре корня для исходного уравнения.
Ответ: $1, 2, 3, 4$.
б) $(x^2 - 6x)^2 + (x^2 - 6x) - 56 = 0$
Для решения этого уравнения также применим метод замены переменной.
Пусть $y = x^2 - 6x$. Подставив эту замену в уравнение, получим:
$y^2 + y - 56 = 0$
Это квадратное уравнение относительно $y$. Найдем его корни с помощью дискриминанта $D = b^2 - 4ac$.
$D = 1^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-56) = 1 + 224 = 225$
Так как $D > 0$, уравнение имеет два корня. $\sqrt{225} = 15$.
$y_1 = \frac{-1 - 15}{2 \cdot 1} = \frac{-16}{2} = -8$
$y_2 = \frac{-1 + 15}{2 \cdot 1} = \frac{14}{2} = 7$
Теперь выполним обратную замену для каждого найденного значения $y$.
Случай 1: $y = -8$
$x^2 - 6x = -8$
$x^2 - 6x + 8 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Дискриминант:
$D_1 = (-6)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 8 = 36 - 32 = 4$
Корни:
$x_1 = \frac{-(-6) - \sqrt{4}}{2 \cdot 1} = \frac{6 - 2}{2} = 2$
$x_2 = \frac{-(-6) + \sqrt{4}}{2 \cdot 1} = \frac{6 + 2}{2} = 4$
Случай 2: $y = 7$
$x^2 - 6x = 7$
$x^2 - 6x - 7 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Дискриминант:
$D_2 = (-6)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-7) = 36 + 28 = 64$
Корни:
$x_3 = \frac{-(-6) - \sqrt{64}}{2 \cdot 1} = \frac{6 - 8}{2} = -1$
$x_4 = \frac{-(-6) + \sqrt{64}}{2 \cdot 1} = \frac{6 + 8}{2} = 7$
Таким образом, мы получили четыре корня для исходного уравнения.
Ответ: $-1, 2, 4, 7$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 8 класс, для упражнения номер 2.232 расположенного на странице 146 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.232 (с. 146), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.