Номер 3.234, страница 210 - гдз по алгебре 8 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый с графиком
ISBN: ISBN 978-985-03-4081-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Глава 3. Квадратичная функция. Параграф 16. Системы и совокупности квадратных неравенств - номер 3.234, страница 210.
№3.234 (с. 210)
Условие. №3.234 (с. 210)
скриншот условия
3.234. Разложите на множители квадратный трехчлен:
а) $x^2 + 7x - 18$;
б) $5x^2 - 14x - 3$;
в) $-25x^2 + 10x - 1$.
Решение. №3.234 (с. 210)
Решение 2. №3.234 (с. 210)
Для разложения квадратного трехчлена вида $ax^2 + bx + c$ на множители используется формула:
$ax^2 + bx + c = a(x - x_1)(x - x_2)$
где $x_1$ и $x_2$ — корни соответствующего квадратного уравнения $ax^2 + bx + c = 0$. Корни находятся по формуле $x_{1,2} = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a}$, где $D = b^2 - 4ac$ — дискриминант.
а) $x^2 + 7x - 18$
1. Приравняем трехчлен к нулю, чтобы найти его корни: $x^2 + 7x - 18 = 0$.
2. В данном уравнении коэффициенты: $a = 1$, $b = 7$, $c = -18$.
3. Вычислим дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = 7^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-18) = 49 + 72 = 121$.
Так как $D > 0$, уравнение имеет два различных корня. $\sqrt{D} = \sqrt{121} = 11$.
4. Найдем корни уравнения:
$x_1 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{-7 - 11}{2 \cdot 1} = \frac{-18}{2} = -9$.
$x_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{-7 + 11}{2 \cdot 1} = \frac{4}{2} = 2$.
5. Подставим найденные корни в формулу разложения:
$x^2 + 7x - 18 = 1 \cdot (x - (-9))(x - 2) = (x + 9)(x - 2)$.
Ответ: $(x + 9)(x - 2)$.
б) $5x^2 - 14x - 3$
1. Найдем корни уравнения $5x^2 - 14x - 3 = 0$.
2. Коэффициенты: $a = 5$, $b = -14$, $c = -3$.
3. Вычислим дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = (-14)^2 - 4 \cdot 5 \cdot (-3) = 196 + 60 = 256$.
Так как $D > 0$, уравнение имеет два различных корня. $\sqrt{D} = \sqrt{256} = 16$.
4. Найдем корни уравнения:
$x_1 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{14 - 16}{2 \cdot 5} = \frac{-2}{10} = -\frac{1}{5}$.
$x_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{14 + 16}{2 \cdot 5} = \frac{30}{10} = 3$.
5. Подставим коэффициент $a=5$ и найденные корни в формулу разложения:
$5x^2 - 14x - 3 = 5(x - (-\frac{1}{5}))(x - 3) = 5(x + \frac{1}{5})(x - 3)$.
6. Для получения более простого вида, умножим множитель 5 на скобку $(x + \frac{1}{5})$:
$5(x + \frac{1}{5}) = 5 \cdot x + 5 \cdot \frac{1}{5} = 5x + 1$.
Таким образом, разложение имеет вид: $(5x + 1)(x - 3)$.
Ответ: $(5x + 1)(x - 3)$.
в) $-25x^2 + 10x - 1$
1. Для удобства вынесем знак минус за скобки:
$-25x^2 + 10x - 1 = -(25x^2 - 10x + 1)$.
2. Выражение в скобках $25x^2 - 10x + 1$ является формулой квадрата разности: $(a-b)^2 = a^2 - 2ab + b^2$.
В нашем случае $a = 5x$ и $b = 1$:
$25x^2 - 10x + 1 = (5x)^2 - 2 \cdot (5x) \cdot 1 + 1^2 = (5x - 1)^2$.
3. Таким образом, исходный трехчлен раскладывается на множители:
$-25x^2 + 10x - 1 = -(5x - 1)^2$.
Также можно решить через дискриминант:
1. Найдем корни уравнения $-25x^2 + 10x - 1 = 0$.
2. $a = -25$, $b = 10$, $c = -1$.
$D = 10^2 - 4 \cdot (-25) \cdot (-1) = 100 - 100 = 0$.
3. Так как $D = 0$, уравнение имеет один корень:
$x = \frac{-b}{2a} = \frac{-10}{2 \cdot (-25)} = \frac{-10}{-50} = \frac{1}{5}$.
4. Подставляем в формулу разложения $a(x-x_1)(x-x_2) = a(x-x_1)^2$:
$-25(x - \frac{1}{5})^2 = -25(x^2 - \frac{2}{5}x + \frac{1}{25}) = -25x^2 + 10x - 1$.
Преобразуем $-25(x - \frac{1}{5})^2$ к более простому виду:
$-25(x - \frac{1}{5})^2 = -(5^2 \cdot (x - \frac{1}{5})^2) = -((5(x - \frac{1}{5}))^2) = -(5x - 1)^2$.
Ответ: $-(5x - 1)^2$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 8 класс, для упражнения номер 3.234 расположенного на странице 210 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.234 (с. 210), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.