Номер 17, страница 5 - гдз по алгебре 10 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Повторение курса алгебры 7—9-х классов - номер 17, страница 5.
№17 (с. 5)
Условие. №17 (с. 5)
скриншот условия
17. Решите уравнение:
а) $5(x-1)+3=3x-4;$
б) $\frac{x}{x^2-25}+\frac{4-x}{x-5}=0.$
Решение. №17 (с. 5)
Решение 2. №17 (с. 5)
а) Дано линейное уравнение:
$5(x - 1) + 3 = 3x - 4$
1. Сначала раскроем скобки в левой части уравнения, умножив 5 на каждый член в скобках:
$5 \cdot x - 5 \cdot 1 + 3 = 3x - 4$
$5x - 5 + 3 = 3x - 4$
2. Приведем подобные слагаемые (константы) в левой части:
$5x - 2 = 3x - 4$
3. Теперь сгруппируем все члены с переменной $x$ в левой части, а все постоянные члены — в правой. Для этого вычтем $3x$ из обеих частей и прибавим 2 к обеим частям:
$5x - 3x = -4 + 2$
4. Упростим обе части уравнения:
$2x = -2$
5. Чтобы найти $x$, разделим обе части уравнения на 2:
$x = \frac{-2}{2}$
$x = -1$
Ответ: -1
б) Дано дробно-рациональное уравнение:
$\frac{x}{x^2 - 25} + \frac{4 - x}{x - 5} = 0$
1. Найдем область допустимых значений (ОДЗ), при которых уравнение имеет смысл. Знаменатели дробей не должны равняться нулю.
$x^2 - 25 \neq 0 \Rightarrow (x - 5)(x + 5) \neq 0$, откуда $x \neq 5$ и $x \neq -5$.
Второй знаменатель: $x - 5 \neq 0$, откуда $x \neq 5$.
Таким образом, ОДЗ: $x \neq \pm 5$.
2. Приведем дроби к общему знаменателю. Заметим, что $x^2 - 25 = (x - 5)(x + 5)$. Это и будет общий знаменатель. Домножим числитель и знаменатель второй дроби на $(x + 5)$:
$\frac{x}{(x - 5)(x + 5)} + \frac{(4 - x)(x + 5)}{(x - 5)(x + 5)} = 0$
3. Теперь, когда у дробей одинаковый знаменатель, мы можем сложить их числители:
$\frac{x + (4 - x)(x + 5)}{(x - 5)(x + 5)} = 0$
4. Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда ее числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю (это условие мы уже учли в ОДЗ). Приравниваем числитель к нулю:
$x + (4 - x)(x + 5) = 0$
5. Раскроем скобки в произведении $(4 - x)(x + 5)$:
$x + (4x + 20 - x^2 - 5x) = 0$
6. Приведем подобные слагаемые в скобках и затем во всем выражении:
$x + (-x^2 - x + 20) = 0$
$x - x^2 - x + 20 = 0$
$-x^2 + 20 = 0$
7. Решим полученное неполное квадратное уравнение:
$x^2 = 20$
Извлечем квадратный корень из обеих частей:
$x = \pm\sqrt{20}$
Упростим корень: $\sqrt{20} = \sqrt{4 \cdot 5} = \sqrt{4} \cdot \sqrt{5} = 2\sqrt{5}$.
Таким образом, получаем два корня: $x_1 = 2\sqrt{5}$ и $x_2 = -2\sqrt{5}$.
8. Проверим, соответствуют ли найденные корни ОДЗ ($x \neq \pm 5$).
Поскольку $2\sqrt{5} \neq 5$ и $-2\sqrt{5} \neq -5$, оба корня являются решениями уравнения.
Ответ: $\pm 2\sqrt{5}$
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 10 класс, для упражнения номер 17 расположенного на странице 5 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №17 (с. 5), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.