Номер 2.116, страница 186 - гдз по алгебре 10 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 2. Корень n-й степени из числа. Параграф 15. Применение свойств корней n-й степени для преобразования выражений - номер 2.116, страница 186.
№2.116 (с. 186)
Условие. №2.116 (с. 186)
скриншот условия
2.116. Вынесите множитель за знак корня:
а) $ \sqrt[4]{a^5} $;
б) $ \sqrt[6]{-b^7} $;
в) $ \sqrt[4]{x^{13}y^{17}} $;
г) $ \sqrt[8]{-2m^{25}} $.
Решение. №2.116 (с. 186)
Решение 2. №2.116 (с. 186)
Чтобы вынести множитель за знак корня n-ой степени, нужно представить подкоренное выражение в виде произведения, в котором один или несколько множителей являются точной n-ой степенью. Общее правило: $\sqrt[n]{A^k} = A^q \sqrt[n]{A^r}$, где $k = n \cdot q + r$. Если $n$ - четное число, то $\sqrt[n]{B^n} = |B|$.
а) $\sqrt[4]{a^5}$Рассмотрим выражение $\sqrt[4]{a^5}$. Показатель корня $n=4$ - четное число. Выражение имеет смысл при условии, что подкоренное выражение неотрицательно: $a^5 \ge 0$. Так как степень 5 нечетная, это условие равносильно $a \ge 0$.
Чтобы вынести множитель из-под знака корня, представим степень $a^5$ в виде произведения. Для этого разделим степень 5 на показатель корня 4:
$5 = 4 \cdot \mathbf{1} + 1$
Целая часть от деления равна 1, остаток 1. Таким образом, $a^5 = a^{4 \cdot 1} \cdot a^1 = a^4 \cdot a$.
Подставим это в исходное выражение:
$\sqrt[4]{a^5} = \sqrt[4]{a^4 \cdot a} = \sqrt[4]{a^4} \cdot \sqrt[4]{a}$
Так как показатель корня 4 - четное число, $\sqrt[4]{a^4} = |a|$.
Учитывая, что из области определения мы нашли $a \ge 0$, имеем $|a|=a$.
Следовательно, $\sqrt[4]{a^5} = a\sqrt[4]{a}$.
Ответ: $a\sqrt[4]{a}$
б) $\sqrt[6]{-b^7}$Рассмотрим выражение $\sqrt[6]{-b^7}$. Показатель корня $n=6$ - четное число. Выражение имеет смысл, если подкоренное выражение неотрицательно: $-b^7 \ge 0$, что эквивалентно $b^7 \le 0$. Так как степень 7 нечетная, это условие выполняется при $b \le 0$.
Чтобы вынести множитель, представим подкоренное выражение $-b^7$ в удобном виде. Заметим, что $-b^7 = (-b) \cdot b^6$. Поскольку $b \le 0$, то $-b \ge 0$, и выражение $\sqrt[6]{-b}$ определено.
Разделим степень множителя $b^7$ на показатель корня 6:
$7 = 6 \cdot \mathbf{1} + 1$
Целая часть от деления равна 1, остаток 1. Таким образом, $b^7 = b^6 \cdot b^1$.
Преобразуем выражение:
$\sqrt[6]{-b^7} = \sqrt[6]{b^6 \cdot (-b)} = \sqrt[6]{b^6} \cdot \sqrt[6]{-b}$
Так как показатель корня 6 - четный, $\sqrt[6]{b^6} = |b|$.
Из области определения мы знаем, что $b \le 0$, поэтому $|b| = -b$.
Следовательно, $\sqrt[6]{-b^7} = (-b)\sqrt[6]{-b}$.
Ответ: $(-b)\sqrt[6]{-b}$
в) $\sqrt[4]{x^{13}y^{17}}$Рассмотрим выражение $\sqrt[4]{x^{13}y^{17}}$. Показатель корня $n=4$ - четное число. Выражение имеет смысл при $x^{13}y^{17} \ge 0$. Это возможно в двух случаях: 1) $x \ge 0$ и $y \ge 0$; 2) $x \le 0$ и $y \le 0$. В обоих случаях произведение $xy \ge 0$, поэтому корень $\sqrt[4]{xy}$ определен.
Чтобы вынести множители из-под знака корня, разделим степени переменных на показатель корня 4:
Для $x^{13}$: $13 = 4 \cdot \mathbf{3} + 1$. Целая часть 3, остаток 1. Значит, $x^{13} = x^{12} \cdot x$.
Для $y^{17}$: $17 = 4 \cdot \mathbf{4} + 1$. Целая часть 4, остаток 1. Значит, $y^{17} = y^{16} \cdot y$.
Подставим разложения в исходное выражение:
$\sqrt[4]{x^{13}y^{17}} = \sqrt[4]{(x^{12} \cdot x) \cdot (y^{16} \cdot y)} = \sqrt[4]{x^{12} \cdot y^{16} \cdot xy}$
Используя свойство корня из произведения, получаем:
$\sqrt[4]{x^{12}} \cdot \sqrt[4]{y^{16}} \cdot \sqrt[4]{xy} = \sqrt[4]{(x^3)^4} \cdot \sqrt[4]{(y^4)^4} \cdot \sqrt[4]{xy}$
Поскольку показатель корня 4 - четный, $\sqrt[4]{(x^3)^4} = |x^3|$ и $\sqrt[4]{(y^4)^4} = |y^4|$.
Выражение $y^4 = (y^2)^2$ всегда неотрицательно, поэтому $|y^4| = y^4$.
Таким образом, получаем: $|x^3|y^4\sqrt[4]{xy}$.
Ответ: $|x^3|y^4\sqrt[4]{xy}$
г) $\sqrt[8]{-2m^{25}}$Рассмотрим выражение $\sqrt[8]{-2m^{25}}$. Показатель корня $n=8$ - четное число. Выражение имеет смысл, если подкоренное выражение неотрицательно: $-2m^{25} \ge 0$, что эквивалентно $m^{25} \le 0$. Так как степень 25 нечетная, это условие выполняется при $m \le 0$.
Множитель $-2$ не является точной восьмой степенью, поэтому он останется под корнем. Вынесем множитель, зависящий от $m$. Для этого разделим степень 25 на показатель корня 8:
$25 = 8 \cdot \mathbf{3} + 1$.
Целая часть от деления равна 3, остаток 1. Следовательно, $m^{25} = m^{24} \cdot m^1$.
Преобразуем выражение:
$\sqrt[8]{-2m^{25}} = \sqrt[8]{-2 \cdot m^{24} \cdot m} = \sqrt[8]{m^{24} \cdot (-2m)}$
$\sqrt[8]{m^{24}} \cdot \sqrt[8]{-2m} = \sqrt[8]{(m^3)^8} \cdot \sqrt[8]{-2m}$
Так как показатель корня 8 - четный, $\sqrt[8]{(m^3)^8} = |m^3|$.
Из области определения мы знаем, что $m \le 0$. При $m \le 0$ выражение $m^3$ также будет меньше либо равно нулю ($m^3 \le 0$), поэтому $|m^3| = -m^3$.
Следовательно, $\sqrt[8]{-2m^{25}} = -m^3\sqrt[8]{-2m}$.
Ответ: $-m^3\sqrt[8]{-2m}$
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 10 класс, для упражнения номер 2.116 расположенного на странице 186 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.116 (с. 186), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.