Номер 366, страница 75 - гдз по физике 10 класс сборник задач Дорофейчик, Белая
Авторы: Дорофейчик В. В., Белая О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2022 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-893-022-6
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Раздел 1. Молекулярная физика. Часть 2. Основы термодинамики. 10. Количество теплоты - номер 366, страница 75.
№366 (с. 75)
Условие. №366 (с. 75)
скриншот условия
366. В воду, имеющую температуру $t_1 = 10 \text{ °C}$, погрузили шарик, нагретый до температуры $t_2 = 100 \text{ °C}$. В результате теплообмена установилась температура $t_0 = 40 \text{ °C}$. Определите, какой станет температура воды, если, не вынимая первого шарика, опустить в нее еще один такой же шарик, нагретый также до температуры $t_2 = 100 \text{ °C}$. Потерями энергии пренебречь.
Решение. №366 (с. 75)
Дано:
Начальная температура воды: $t_1 = 10^\circ C$
Начальная температура шарика: $t_2 = 100^\circ C$
Температура равновесия после погружения первого шарика: $t_0 = 40^\circ C$
Найти:
Температуру воды после погружения второго шарика: $t_f$
Решение:
Задачу можно разделить на два этапа. В первом этапе из уравнения теплового баланса для первого шарика и воды найдем соотношение их теплоемкостей. Во втором этапе, используя это соотношение, найдем конечную температуру после погружения второго шарика.
Этап 1: Погружение первого шарика
Пусть $C_в$ — теплоемкость воды, а $C_ш$ — теплоемкость шарика.
Согласно закону сохранения энергии (уравнению теплового баланса), количество теплоты, отданное горячим шариком, равно количеству теплоты, полученному холодной водой. Потерями энергии пренебрегаем.
$Q_{отданное} = Q_{полученное}$
Количество теплоты, отданное шариком при остывании от $t_2$ до $t_0$:
$Q_{отданное} = C_ш (t_2 - t_0)$
Количество теплоты, полученное водой при нагревании от $t_1$ до $t_0$:
$Q_{полученное} = C_в (t_0 - t_1)$
Приравнивая эти два выражения, получаем:
$C_ш (t_2 - t_0) = C_в (t_0 - t_1)$
Подставим известные значения температур:
$C_ш (100 - 40) = C_в (40 - 10)$
$60 \cdot C_ш = 30 \cdot C_в$
Отсюда находим соотношение теплоемкостей:
$\frac{C_в}{C_ш} = \frac{60}{30} = 2$, следовательно, $C_в = 2C_ш$.
Этап 2: Погружение второго шарика
Теперь в систему, состоящую из воды и первого шарика (которые находятся при температуре $t_0 = 40^\circ C$), опускают второй такой же шарик, нагретый до $t_2 = 100^\circ C$. Пусть конечная равновесная температура будет $t_f$.
В этом случае тепло отдает второй горячий шарик, а получают тепло вода и первый, уже остывший, шарик.
Количество теплоты, отданное вторым шариком:
$Q'_{отданное} = C_ш (t_2 - t_f)$
Количество теплоты, полученное водой и первым шариком:
$Q'_{полученное} = (C_в + C_ш)(t_f - t_0)$
Составляем новое уравнение теплового баланса:
$C_ш (t_2 - t_f) = (C_в + C_ш)(t_f - t_0)$
Подставим в это уравнение найденное соотношение $C_в = 2C_ш$:
$C_ш (t_2 - t_f) = (2C_ш + C_ш)(t_f - t_0)$
$C_ш (t_2 - t_f) = 3C_ш(t_f - t_0)$
Сокращаем на $C_ш$ (теплоемкость шарика не равна нулю):
$t_2 - t_f = 3(t_f - t_0)$
Подставляем числовые значения $t_2$ и $t_0$ и находим $t_f$:
$100 - t_f = 3(t_f - 40)$
$100 - t_f = 3t_f - 120$
$100 + 120 = 3t_f + t_f$
$220 = 4t_f$
$t_f = \frac{220}{4} = 55$
Конечная температура воды (и обоих шариков) станет $55^\circ C$.
Ответ: $55^\circ C$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по физике за 10 класс, для упражнения номер 366 расположенного на странице 75 к сборнику задач 2022 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по физике к упражнению №366 (с. 75), авторов: Дорофейчик (Владимир Владимирович), Белая (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Национальный институт образования.