Номер 165, страница 77 - гдз по геометрии 10 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 10 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Адукацыя i выхаванне

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Раздел 2. Параллельность прямых и плоскостей. Параграф 6. Взаимное расположение плоскостей в пространстве. Задания - номер 165, страница 77.

№165 (с. 77)
Условие. №165 (с. 77)
скриншот условия
Геометрия, 10 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2020, белого цвета, страница 77, номер 165, Условие

165. Начертите параллелепипед $IJKLI_1J_1K_1L_1$ и отметьте внутреннюю точку $M$ грани $II_1J_1J$. Постройте сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точку $M$ параллельно:

а) плоскости основания $IJKL$;

б) грани $JJ_1K_1K$.

Решение 1. №165 (с. 77)
Геометрия, 10 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2020, белого цвета, страница 77, номер 165, Решение 1 Геометрия, 10 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2020, белого цвета, страница 77, номер 165, Решение 1 (продолжение 2)
Решение 2. №165 (с. 77)
Геометрия, 10 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2020, белого цвета, страница 77, номер 165, Решение 2
Решение 3. №165 (с. 77)

Сначала построим параллелепипед $IJKLI_1J_1K_1L_1$ и отметим точку $M$ на грани $II_1J_1J$.

I J K L I₁ J₁ K₁ L₁ M

В основе построений лежит свойство параллельных плоскостей: если две параллельные плоскости пересечены третьей плоскостью, то их линии пересечения параллельны.

Пусть секущая плоскость называется $\alpha$.

а) Построение сечения, параллельного плоскости основания $IJKL$

Секущая плоскость $\alpha$ проходит через точку $M$ и параллельна плоскости основания $(IJKL)$.

  1. Точка $M$ лежит в плоскости грани $(II_1J_1J)$. Так как $\alpha \parallel (IJKL)$, то линия пересечения плоскости $\alpha$ с плоскостью $(II_1J_1J)$ должна быть параллельна линии пересечения плоскостей $(IJKL)$ и $(II_1J_1J)$. Линией пересечения оснований является ребро $IJ$.
  2. Проведем в плоскости $(II_1J_1J)$ через точку $M$ прямую, параллельную $IJ$. Эта прямая пересечет ребра $II_1$ и $JJ_1$ в точках $P$ и $Q$ соответственно. Отрезок $PQ$ — первая сторона сечения.
  3. Точка $Q$ лежит на грани $(JJ_1K_1K)$. Так как $\alpha \parallel (IJKL)$, линия пересечения $\alpha$ с гранью $(JJ_1K_1K)$ будет параллельна ребру $JK$. Проведем через точку $Q$ прямую, параллельную $JK$, до пересечения с ребром $KK_1$ в точке $R$. Отрезок $QR$ — вторая сторона сечения.
  4. Аналогично, из точки $R$ на грани $(KK_1L_1L)$ проведем прямую, параллельную ребру $KL$, до пересечения с ребром $LL_1$ в точке $S$. Отрезок $RS$ — третья сторона сечения.
  5. Соединим точки $S$ и $P$, которые лежат в плоскости грани $(II_1L_1L)$. Отрезок $SP$ замыкает сечение. Так как плоскость $\alpha$ пересекает параллельные плоскости $(II_1J_1J)$ и $(KK_1L_1L)$, то линии пересечения $PQ$ и $RS$ параллельны. Аналогично, $PS \parallel QR$. Следовательно, искомое сечение $PQRS$ — параллелограмм.

M P Q R S

Ответ: Искомое сечение — параллелограмм $PQRS$, построенный согласно описанному алгоритму.

б) Построение сечения, параллельного грани $JJ_1K_1K$

Секущая плоскость $\alpha$ проходит через точку $M$ и параллельна плоскости боковой грани $(JJ_1K_1K)$.

  1. Точка $M$ лежит в плоскости грани $(II_1J_1J)$. Так как $\alpha \parallel (JJ_1K_1K)$, то линия пересечения $\alpha$ с плоскостью $(II_1J_1J)$ должна быть параллельна линии пересечения плоскостей $(JJ_1K_1K)$ и $(II_1J_1J)$, то есть ребру $JJ_1$.
  2. Проведем в плоскости $(II_1J_1J)$ через точку $M$ прямую, параллельную $JJ_1$. Эта прямая пересечет ребра $IJ$ и $I_1J_1$ в точках $P$ и $Q$ соответственно. Отрезок $PQ$ — первая сторона сечения.
  3. Точка $P$ лежит на грани основания $(IJKL)$. Так как $\alpha \parallel (JJ_1K_1K)$, линия пересечения $\alpha$ с плоскостью $(IJKL)$ будет параллельна ребру $JK$. Проведем через точку $P$ прямую, параллельную $JK$. В параллелограмме $IJKL$ противоположные стороны $IL$ и $JK$ параллельны. Значит, строим прямую, параллельную $IL$. Она пересечет ребро $LK$ в точке $S$. Отрезок $PS$ — вторая сторона сечения.
  4. Точка $Q$ лежит на верхней грани $(I_1J_1K_1L_1)$. Аналогично, проведем через точку $Q$ прямую, параллельную ребру $J_1K_1$, до пересечения с ребром $L_1K_1$ в точке $R$. Отрезок $QR$ — третья сторона сечения.
  5. Соединим точки $S$ и $R$, которые лежат в плоскости задней грани $(KK_1L_1L)$. Отрезок $SR$ замыкает сечение. Так как секущая плоскость $\alpha$ пересекает параллельные плоскости оснований $(IJKL)$ и $(I_1J_1K_1L_1)$, то линии пересечения $PS$ и $QR$ параллельны. Так как $\alpha$ пересекает параллельные боковые грани $(II_1J_1J)$ и $(KK_1L_1L)$, то $PQ \parallel SR$. Следовательно, искомое сечение $PQRS$ — параллелограмм.

M P Q R S

Ответ: Искомое сечение — параллелограмм $PQRS$, построенный согласно описанному алгоритму.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 10 класс, для упражнения номер 165 расположенного на странице 77 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №165 (с. 77), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.