Номер 557, страница 169 - гдз по физике 11 класс сборник задач Дорофейчик, Силенков
Авторы: Дорофейчик В. В., Силенков М. А.
Тип: Сборник задач
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2023 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
ISBN: 978-985-893-272-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Раздел 2. Оптика. Часть 5. Линзы - номер 557, страница 169.
№557 (с. 169)
Условие. №557 (с. 169)
скриншот условия
557. На рисунках 162 и 163 показаны главная оптическая ось тонкой линзы, предмет и изображение предмета, полученное с помощью этой линзы. Приведите в соответствие номер рисунка, тип линзы и местонахождение линзы. Обоснуйте свой ответ.
Номер рисунка
А) Рис. 162.
Б) Рис. 163
Тип линзы
а) Собирающая.
б) Рассеивающая
Местонахождение линзы
1) Левее предмета.
2) Правее изображения.
3) Между предметом
и изображением, ближе
к предмету.
4) Между предметом
и изображением, ближе
к изображению.
5) Посередине между
предметом и изображением
Предмет Изображение
Рис. 162
Предмет Изображение
Рис. 163
Решение. №557 (с. 169)
А) Рис. 162.
На данном рисунке показано прямое (неперевернутое) и уменьшенное изображение предмета. Такое изображение является мнимым. Мнимое, прямое и уменьшенное изображение действительного предмета дает только рассеивающая линза.
Чтобы определить местонахождение линзы, воспользуемся свойством луча, проходящего через оптический центр линзы: он не преломляется. Следовательно, верхушки предмета и изображения, а также оптический центр линзы лежат на одной прямой. Проведя прямую через верхушки стрелок предмета и изображения, мы найдем точку ее пересечения с главной оптической осью. Эта точка и будет оптическим центром линзы. Так как предмет и изображение — прямые (находятся по одну сторону от оси), то прямая, соединяющая их верхушки, пересечет ось за пределами отрезка между предметом и изображением. В данном случае, линза будет находиться правее изображения.
Таким образом, для рисунка 162 соответствует: тип линзы — б) Рассеивающая, местонахождение линзы — 2) Правее изображения.
Ответ: А – б, 2.
Б) Рис. 163.
На этом рисунке изображение является перевернутым и увеличенным. Перевернутое изображение всегда является действительным. Действительное изображение предмета можно получить только с помощью собирающей линзы.
Местоположение линзы, аналогично первому случаю, найдем как точку пересечения прямой, соединяющей верхушки предмета и изображения, с главной оптической осью. Поскольку предмет прямой, а изображение перевернутое (находятся по разные стороны от оси), линза будет расположена между предметом и изображением.
Для более точного определения положения воспользуемся формулой линейного увеличения линзы $ \Gamma $. Увеличение равно отношению модуля высоты изображения $ H $ к высоте предмета $ h $, а также отношению расстояния от линзы до изображения $ f $ к расстоянию от предмета до линзы $ d $: $ \Gamma = \frac{H}{h} = \frac{f}{d} $. Из рисунка следует, что изображение увеличено, т.е. по модулю его высота больше высоты предмета $ H > h $. Следовательно, расстояние от линзы до изображения больше, чем от предмета до линзы ($ f > d $). Это означает, что линза расположена между предметом и изображением, но ближе к предмету.
Таким образом, для рисунка 163 соответствует: тип линзы — а) Собирающая, местонахождение линзы — 3) Между предметом и изображением, ближе к предмету.
Ответ: Б – а, 3.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по физике за 11 класс, для упражнения номер 557 расположенного на странице 169 к сборнику задач 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по физике к упражнению №557 (с. 169), авторов: Дорофейчик (Владимир Владимирович), Силенков (Михаил Анатольевич), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Национальный институт образования.