Номер 549, страница 177 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский
Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.
Тип: Учебник
Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый в клеточку
ISBN: 978-985-11-1251-3
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Раздел 4. Повторение. Параграф 9. Геометрические величины - номер 549, страница 177.
№549 (с. 177)
Условие. №549 (с. 177)
скриншот условия
549. На сторонах прямоугольного треугольника с катетами $a$ и $b$ построены квадраты, а их свободные вершины соединены (рис. 395). Найдите площадь полученного шестиугольника.
Рис. 395
Решение 2. №549 (с. 177)
Решение 3. №549 (с. 177)
Для нахождения площади полученного шестиугольника рассмотрим его как фигуру, составленную из нескольких более простых геометрических фигур, или как большую фигуру, из которой вырезали части.
Способ 1: Метод декомпозиции
Фигура, изображенная на рисунке, представляет собой шестиугольник, который можно разложить на четыре части:
- Квадрат, построенный на катете $a$. Его площадь равна $S_1 = a^2$.
- Квадрат, построенный на катете $b$. Его площадь равна $S_2 = b^2$.
- Исходный прямоугольный треугольник с катетами $a$ и $b$. Его площадь равна $S_3 = \frac{1}{2}ab$.
- Второй треугольник, расположенный над гипотенузой исходного треугольника.
Докажем, что площадь второго треугольника также равна $\frac{1}{2}ab$. Этот треугольник имеет общую сторону с исходным треугольником — гипотенузу. Две другие его стороны соединяют вершины исходного треугольника с соответствующими свободными вершинами квадратов. Можно показать, что этот треугольник конгруэнтен исходному. Таким образом, его площадь $S_4 = \frac{1}{2}ab$.
Тогда общая площадь шестиугольника будет суммой площадей этих четырех фигур:
$S_{шестиугольника} = S_1 + S_2 + S_3 + S_4 = a^2 + b^2 + \frac{1}{2}ab + \frac{1}{2}ab = a^2 + b^2 + ab$.
Способ 2: Метод дополнения до прямоугольника (квадрата)
Этот метод является более строгим, так как не делает предположений о форме "верхнего" треугольника, а исходит из интерпретации построения фигуры.
1. Разместим исходный прямоугольный треугольник в системе координат. Пусть вершина с прямым углом находится в начале координат $C(0,0)$. Катет $a$ расположим вдоль оси $Oy$, а катет $b$ — вдоль оси $Ox$. Тогда вершины треугольника будут иметь координаты $C(0,0)$, $A(0,a)$ и $B(b,0)$.
2. На катете $AC$ (длиной $a$) построен квадрат "наружу", то есть влево. Его вершины: $A(0,a)$, $C(0,0)$, $D(-a,0)$ и $E(-a,a)$.
3. На катете $BC$ (длиной $b$) построен квадрат "наружу", то есть вниз. Его вершины: $B(b,0)$, $C(0,0)$, $F(b,-b)$ и $G(0,-b)$.
4. Полученный шестиугольник образован внешними вершинами этой конструкции. Его вершины в порядке обхода: $E(-a,a)$, $A(0,a)$, $B(b,0)$, $F(b,-b)$, $G(0,-b)$, $D(-a,0)$.
5. Чтобы найти площадь этого шестиугольника, впишем его в больший прямоугольник (в данном случае — квадрат).
Минимальная координата по $x$ равна $-a$, максимальная — $b$. Ширина прямоугольника: $b - (-a) = a+b$.
Минимальная координата по $y$ равна $-b$, максимальная — $a$. Высота прямоугольника: $a - (-b) = a+b$.
Таким образом, шестиугольник вписан в квадрат со стороной $(a+b)$. Площадь этого квадрата: $S_{квадрата} = (a+b)^2 = a^2 + 2ab + b^2$.
6. Шестиугольник не занимает весь квадрат. В двух углах квадрата остаются два "пустых" прямоугольных треугольника.
- Верхний правый треугольник: его вершины — $(b,a)$ (вершина квадрата), $(0,a)$ и $(b,0)$ (вершины шестиугольника). Катеты этого треугольника равны $a$ и $b$. Его площадь $S_{T1} = \frac{1}{2}ab$.
- Нижний левый треугольник: его вершины — $(-a,-b)$ (вершина квадрата), $(-a,0)$ и $(0,-b)$ (вершины шестиугольника). Катеты этого треугольника также равны $a$ и $b$. Его площадь $S_{T2} = \frac{1}{2}ab$.
7. Площадь шестиугольника равна площади описанного квадрата минус площади двух "пустых" треугольников:
$S_{шестиугольника} = S_{квадрата} - S_{T1} - S_{T2} = (a^2 + 2ab + b^2) - \frac{1}{2}ab - \frac{1}{2}ab = a^2 + 2ab + b^2 - ab = a^2 + b^2 + ab$.
Оба способа приводят к одному и тому же результату.
Ответ: $a^2 + b^2 + ab$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 549 расположенного на странице 177 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №549 (с. 177), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.