Номер 3, страница 54 - гдз по математике 5 класс сборник задач Пирютко, Терешко

Математика, 5 класс Сборник задач, авторы: Пирютко Ольга Николаевна, Терешко Оксана Александровна, Герасимов Валерий Дмитриевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2019, белого цвета

Авторы: Пирютко О. Н., Терешко О. А., Герасимов В. Д.

Тип: Сборник задач

Издательство: Адукацыя i выхаванне

Год издания: 2019 - 2025

Цвет обложки: белый, салатовый, оранжевый с учениками

ISBN: 978-985-599-035-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 5 классе

Глава 1. Натуральные числа. Параграф 16. Задачи на движение, взвешивание, переливание - номер 3, страница 54.

№3 (с. 54)
Условие. №3 (с. 54)
скриншот условия
Математика, 5 класс Сборник задач, авторы: Пирютко Ольга Николаевна, Терешко Оксана Александровна, Герасимов Валерий Дмитриевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2019, белого цвета, страница 54, номер 3, Условие

3. Имеется 8 одинаковых с виду монет. Одна из них фальшивая, и известно, что она легче настоящей. Как с помощью всего лишь двух взвешиваний найти фальшивую монету? В вашем распоряжении лабораторные весы, которые показывают только больше-меньше.

Решение. №3 (с. 54)
Математика, 5 класс Сборник задач, авторы: Пирютко Ольга Николаевна, Терешко Оксана Александровна, Герасимов Валерий Дмитриевич, издательство Адукацыя i выхаванне, Минск, 2019, белого цвета, страница 54, номер 3, Решение
Решение 2. №3 (с. 54)

Для того чтобы найти фальшивую монету за два взвешивания, необходимо использовать стратегию, которая на каждом шаге максимально сужает круг "подозреваемых" монет. Ключ к решению — деление монет на три группы. Поскольку каждое взвешивание даёт один из трёх результатов (левая чаша легче, правая чаша легче или равновесие), за два взвешивания можно различить до $3^2 = 9$ ситуаций, что достаточно для идентификации одной из 8 монет.

Пронумеруем монеты от 1 до 8 и разделим их на три группы:

  • Группа 1: монеты 1, 2, 3.
  • Группа 2: монеты 4, 5, 6.
  • Группа 3: монеты 7, 8 (отложены в сторону).
Первое взвешивание

Помещаем на левую чашу весов Группу 1, а на правую — Группу 2. Возможны три исхода:

  1. Весы в равновесии.

    Это значит, что все монеты на весах (1-6) настоящие. Фальшивая (более легкая) монета находится в Группе 3 (среди монет 7 и 8). Для её нахождения переходим к Случаю А второго взвешивания.

  2. Левая чаша легче правой.

    Это значит, что фальшивая монета находится в Группе 1 (среди монет 1, 2, 3). Для её нахождения переходим к Случаю Б второго взвешивания.

  3. Правая чаша легче левой.

    Это значит, что фальшивая монета находится в Группе 2 (среди монет 4, 5, 6). Для её нахождения переходим к Случаю В второго взвешивания.

Второе взвешивание

Действия зависят от результата первого взвешивания:

  • Случай А: Фальшивая монета — 7 или 8.

    Кладём на одну чашу монету 7, на другую — заведомо настоящую монету (например, монету 1).

    • Если чаша с монетой 7 поднялась ($монета\;7 < монета\;1$), то фальшивая — монета 7.
    • Если весы в равновесии ($монета\;7 = монета\;1$), то фальшивая — монета 8.
  • Случай Б: Фальшивая монета — 1, 2 или 3.

    Кладём на одну чашу монету 1, на другую — монету 2. Монету 3 оставляем в стороне.

    • Если чаша с монетой 1 поднялась ($монета\;1 < монета\;2$), то фальшивая — монета 1.
    • Если чаша с монетой 2 поднялась ($монета\;1 > монета\;2$), то фальшивая — монета 2.
    • Если весы в равновесии ($монета\;1 = монета\;2$), то фальшивая — отложенная монета 3.
  • Случай В: Фальшивая монета — 4, 5 или 6.

    Действуем аналогично случаю Б: кладём на одну чашу монету 4, на другую — монету 5. Монету 6 оставляем в стороне.

    • Если чаша с монетой 4 поднялась ($монета\;4 < монета\;5$), то фальшивая — монета 4.
    • Если чаша с монетой 5 поднялась ($монета\;4 > монета\;5$), то фальшивая — монета 5.
    • Если весы в равновесии ($монета\;4 = монета\;5$), то фальшивая — отложенная монета 6.

Ответ: Алгоритм таков: 8 монет делятся на три группы (3, 3 и 2). Первым взвешиванием сравниваются две группы по 3 монеты. Если их вес равен, то фальшивая монета находится в отложенной паре, и её находят вторым взвешиванием, сравнивая эти две монеты между собой (та, что легче, — фальшивая). Если же одна из троек оказалась легче, значит, фальшивка в ней. Тогда вторым взвешиванием сравнивают любые две монеты из этой легкой тройки: если одна из них легче — это она, если же они равны — фальшивой является третья, оставшаяся монета из этой тройки.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по математике за 5 класс, для упражнения номер 3 расположенного на странице 54 к сборнику задач 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по математике к упражнению №3 (с. 54), авторов: Пирютко (Ольга Николаевна), Терешко (Оксана Александровна), Герасимов (Валерий Дмитриевич), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.