Номер 8, страница 148 - гдз по алгебре 8 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый с графиком
ISBN: ISBN 978-985-03-4081-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Глава 2. Квадратные уравнения. Я проверяю свои знания - номер 8, страница 148.
№8 (с. 148)
Условие. №8 (с. 148)
скриншот условия
8. Решите уравнение, используя метод замены переменной:
a) $x^4 - 11x^2 + 10 = 0;$
б) $(x^2 - 5x)^2 - 5(x^2 - 5x) - 6 = 0;$
в) $(2x^2 + x - 1)(2x^2 + x - 4) + 2 = 0;$
г) $(x^2 - 2x)^2 - 7(x - 1)^2 - 1 = 0.$
Решение. №8 (с. 148)
Решение 2. №8 (с. 148)
а) $x^4 - 11x^2 + 10 = 0$
Данное уравнение является биквадратным. Для его решения введем новую переменную. Пусть $t = x^2$. Поскольку квадрат любого действительного числа является неотрицательным, на новую переменную накладывается условие $t \ge 0$.
После замены получаем квадратное уравнение относительно переменной $t$:
$t^2 - 11t + 10 = 0$
Решим это уравнение с помощью теоремы Виета. Сумма корней равна $11$, а их произведение равно $10$.
$t_1 + t_2 = 11$
$t_1 \cdot t_2 = 10$
Подбором находим корни: $t_1 = 1$ и $t_2 = 10$. Оба корня удовлетворяют условию $t \ge 0$, поэтому оба являются действительными решениями для $t$.
Теперь выполним обратную замену, чтобы найти значения $x$:
1) Если $t = 1$, то $x^2 = 1$. Отсюда $x_{1,2} = \pm 1$.
2) Если $t = 10$, то $x^2 = 10$. Отсюда $x_{3,4} = \pm \sqrt{10}$.
Ответ: $\pm 1; \pm \sqrt{10}$.
б) $(x^2 - 5x)^2 - 5(x^2 - 5x) - 6 = 0$
В данном уравнении можно заметить повторяющееся выражение $x^2 - 5x$. Сделаем замену переменной: пусть $t = x^2 - 5x$.
Уравнение преобразуется в квадратное уравнение относительно $t$:
$t^2 - 5t - 6 = 0$
Решим его. Найдем дискриминант $D$:
$D = b^2 - 4ac = (-5)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-6) = 25 + 24 = 49 = 7^2$
Найдем корни для $t$:
$t_1 = \frac{-b - \sqrt{D}}{2a} = \frac{5 - 7}{2} = \frac{-2}{2} = -1$
$t_2 = \frac{-b + \sqrt{D}}{2a} = \frac{5 + 7}{2} = \frac{12}{2} = 6$
Теперь для каждого найденного значения $t$ выполним обратную замену и решим получившиеся уравнения:
1) $x^2 - 5x = -1 \Rightarrow x^2 - 5x + 1 = 0$.
$D = (-5)^2 - 4 \cdot 1 \cdot 1 = 25 - 4 = 21$.
$x_{1,2} = \frac{5 \pm \sqrt{21}}{2}$.
2) $x^2 - 5x = 6 \Rightarrow x^2 - 5x - 6 = 0$.
По теореме Виета, сумма корней равна $5$, а произведение $-6$. Легко подобрать корни: $x_3 = 6$ и $x_4 = -1$.
Ответ: $-1; 6; \frac{5 \pm \sqrt{21}}{2}$.
в) $(2x^2 + x - 1)(2x^2 + x - 4) + 2 = 0$
В этом уравнении повторяется выражение $2x^2 + x$. Введем замену: пусть $t = 2x^2 + x$.
Подставим $t$ в уравнение:
$(t - 1)(t - 4) + 2 = 0$
Раскроем скобки и приведем подобные слагаемые:
$t^2 - 4t - t + 4 + 2 = 0$
$t^2 - 5t + 6 = 0$
По теореме Виета, сумма корней равна $5$, а произведение $6$. Корни: $t_1 = 2$ и $t_2 = 3$.
Выполним обратную замену:
1) $2x^2 + x = 2 \Rightarrow 2x^2 + x - 2 = 0$.
$D = 1^2 - 4 \cdot 2 \cdot (-2) = 1 + 16 = 17$.
$x_{1,2} = \frac{-1 \pm \sqrt{17}}{4}$.
2) $2x^2 + x = 3 \Rightarrow 2x^2 + x - 3 = 0$.
$D = 1^2 - 4 \cdot 2 \cdot (-3) = 1 + 24 = 25 = 5^2$.
$x_3 = \frac{-1 + 5}{4} = \frac{4}{4} = 1$.
$x_4 = \frac{-1 - 5}{4} = \frac{-6}{4} = -\frac{3}{2}$.
Представим неправильную дробь $-\frac{3}{2}$ в виде смешанного числа, выделив целую часть: $-\frac{3}{2} = -1\frac{1}{2}$.
Ответ: $1; \mathbf{-1}\frac{1}{2}; \frac{-1 \pm \sqrt{17}}{4}$.
г) $(x^2 - 2x)^2 - 7(x - 1)^2 - 1 = 0$
Для решения этого уравнения заметим, что выражение $(x - 1)^2$ можно преобразовать: $(x - 1)^2 = x^2 - 2x + 1$.
Теперь можно сделать замену $t = x^2 - 2x$. Тогда $(x - 1)^2$ можно выразить через $t$: $(x - 1)^2 = (x^2 - 2x) + 1 = t + 1$.
Подставим замену в исходное уравнение:
$t^2 - 7(t + 1) - 1 = 0$
Раскроем скобки и упростим:
$t^2 - 7t - 7 - 1 = 0$
$t^2 - 7t - 8 = 0$
По теореме Виета, сумма корней равна $7$, а произведение $-8$. Корни: $t_1 = 8$ и $t_2 = -1$.
Сделаем обратную замену:
1) $x^2 - 2x = 8 \Rightarrow x^2 - 2x - 8 = 0$.
По теореме Виета, $x_1 + x_2 = 2$ и $x_1 \cdot x_2 = -8$. Отсюда корни $x_1 = 4$ и $x_2 = -2$.
2) $x^2 - 2x = -1 \Rightarrow x^2 - 2x + 1 = 0$.
Это формула квадрата разности: $(x - 1)^2 = 0$. Отсюда получаем один корень $x_3 = 1$.
Ответ: $-2; 1; 4$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 8 класс, для упражнения номер 8 расположенного на странице 148 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №8 (с. 148), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.