Номер 29, страница 250 - гдз по алгебре 8 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Адукацыя i выхаванне
Год издания: 2024 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый с графиком
ISBN: ISBN 978-985-03-4081-8
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 8 классе
Повторение курса алгебры 8-го класса. Квадратичная функция - номер 29, страница 250.
№29 (с. 250)
Условие. №29 (с. 250)
скриншот условия
29. Постройте график функции:
а) $y = x^2 - 6x + 5;$
б) $y = -x^2 - 4x - 3;$
в) $y = x^2 + 2x + 3;$
г) $y = -x^2 + 4x;$
д) $y = \frac{1}{2}x^2 + 2x;$
е) $y = -x^2 + 9;$
ж) $y = (x - 4)(x + 2);$
з) $y = (x + 5)(1 - x);$
и) $y = 2(x - 1)^2 - 8;$
к) $y = -(x + 3)^2 + 4.$
Для каждой из функций запишите:
1) область определения функции;
2) множество значений функции;
3) наибольшее (наименьшее) значение функции;
4) уравнение оси симметрии параболы;
5) нули функции;
6) промежутки знакопостоянства функции;
7) промежутки монотонности функции.
Решение. №29 (с. 250)
Решение 2. №29 (с. 250)
а) $y = x^2 - 6x + 5$
Это квадратичная функция, графиком которой является парабола. Коэффициент при $x^2$ равен $1$ ($a=1 > 0$), значит, ветви параболы направлены вверх.
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{b}{2a} = -\frac{-6}{2 \cdot 1} = 3$
$y_v = (3)^2 - 6(3) + 5 = 9 - 18 + 5 = -4$
Координаты вершины: $(3, -4)$. - Нули функции (пересечение с осью Ox):
$x^2 - 6x + 5 = 0$
По теореме Виета, корни $x_1 = 1$, $x_2 = 5$. Точки: $(1, 0)$ и $(5, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
При $x=0$, $y = 0^2 - 6(0) + 5 = 5$. Точка: $(0, 5)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-\infty; 1) \cup (5; +\infty)$
$y < 0$ при $x \in (1; 5)$. Ответ:
Функция убывает на промежутке $(-\infty; 3]$
Функция возрастает на промежутке $[3; +\infty)$. Ответ:
б) $y = -x^2 - 4x - 3$
Это парабола, ветви которой направлены вниз ($a=-1 < 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{-4}{2 \cdot (-1)} = -2$
$y_v = -(-2)^2 - 4(-2) - 3 = -4 + 8 - 3 = 1$
Координаты вершины: $(-2, 1)$. - Нули функции:
$-x^2 - 4x - 3 = 0 \implies x^2 + 4x + 3 = 0$
По теореме Виета, корни $x_1 = -1$, $x_2 = -3$. Точки: $(-1, 0)$ и $(-3, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
При $x=0$, $y = -3$. Точка: $(0, -3)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-3; -1)$
$y < 0$ при $x \in (-\infty; -3) \cup (-1; +\infty)$. Ответ:
Функция возрастает на промежутке $(-\infty; -2]$
Функция убывает на промежутке $[-2; +\infty)$. Ответ:
в) $y = x^2 + 2x + 3$
Это парабола, ветви которой направлены вверх ($a=1 > 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{2}{2 \cdot 1} = -1$
$y_v = (-1)^2 + 2(-1) + 3 = 1 - 2 + 3 = 2$
Координаты вершины: $(-1, 2)$. - Нули функции:
$x^2 + 2x + 3 = 0$
Дискриминант $D = 2^2 - 4 \cdot 1 \cdot 3 = 4 - 12 = -8 < 0$. Действительных корней нет, парабола не пересекает ось Ox. - Пересечение с осью Oy:
При $x=0$, $y = 3$. Точка: $(0, 3)$.
Свойства функции:
Так как $a>0$ и нулей нет, $y > 0$ при всех $x \in (-\infty; +\infty)$. Ответ:
Функция убывает на промежутке $(-\infty; -1]$
Функция возрастает на промежутке $[-1; +\infty)$. Ответ:
г) $y = -x^2 + 4x$
Это парабола, ветви которой направлены вниз ($a=-1 < 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{4}{2 \cdot (-1)} = 2$
$y_v = -(2)^2 + 4(2) = -4 + 8 = 4$
Координаты вершины: $(2, 4)$. - Нули функции:
$-x^2 + 4x = 0 \implies -x(x - 4) = 0$
Корни $x_1 = 0$, $x_2 = 4$. Точки: $(0, 0)$ и $(4, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
Точка $(0, 0)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (0; 4)$
$y < 0$ при $x \in (-\infty; 0) \cup (4; +\infty)$. Ответ:
Функция возрастает на промежутке $(-\infty; 2]$
Функция убывает на промежутке $[2; +\infty)$. Ответ:
д) $y = \frac{1}{2}x^2 + 2x$
Это парабола, ветви которой направлены вверх ($a=\frac{1}{2} > 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{2}{2 \cdot \frac{1}{2}} = -2$
$y_v = \frac{1}{2}(-2)^2 + 2(-2) = 2 - 4 = -2$
Координаты вершины: $(-2, -2)$. - Нули функции:
$\frac{1}{2}x^2 + 2x = 0 \implies x(\frac{1}{2}x + 2) = 0$
Корни $x_1 = 0$, $x_2 = -4$. Точки: $(0, 0)$ и $(-4, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
Точка $(0, 0)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-\infty; -4) \cup (0; +\infty)$
$y < 0$ при $x \in (-4; 0)$. Ответ:
Функция убывает на промежутке $(-\infty; -2]$
Функция возрастает на промежутке $[-2; +\infty)$. Ответ:
е) $y = -x^2 + 9$
Это парабола, ветви которой направлены вниз ($a=-1 < 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{0}{2 \cdot (-1)} = 0$
$y_v = -(0)^2 + 9 = 9$
Координаты вершины: $(0, 9)$. - Нули функции:
$-x^2 + 9 = 0 \implies x^2 = 9$
Корни $x_1 = 3$, $x_2 = -3$. Точки: $(3, 0)$ и $(-3, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
Точка $(0, 9)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-3; 3)$
$y < 0$ при $x \in (-\infty; -3) \cup (3; +\infty)$. Ответ:
Функция возрастает на промежутке $(-\infty; 0]$
Функция убывает на промежутке $[0; +\infty)$. Ответ:
ж) $y = (x - 4)(x + 2)$
Раскроем скобки: $y = x^2 + 2x - 4x - 8 = x^2 - 2x - 8$. Это парабола, ветви которой направлены вверх ($a=1 > 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{-2}{2 \cdot 1} = 1$
$y_v = (1)^2 - 2(1) - 8 = 1 - 2 - 8 = -9$
Координаты вершины: $(1, -9)$. - Нули функции:
Из исходного вида $y = (x - 4)(x + 2)$ сразу видны корни: $x_1 = 4$, $x_2 = -2$. Точки: $(4, 0)$ и $(-2, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
При $x=0$, $y = 0^2 - 2(0) - 8 = -8$. Точка: $(0, -8)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-\infty; -2) \cup (4; +\infty)$
$y < 0$ при $x \in (-2; 4)$. Ответ:
Функция убывает на промежутке $(-\infty; 1]$
Функция возрастает на промежутке $[1; +\infty)$. Ответ:
з) $y = (x + 5)(1 - x)$
Раскроем скобки: $y = x - x^2 + 5 - 5x = -x^2 - 4x + 5$. Это парабола, ветви которой направлены вниз ($a=-1 < 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы:
$x_v = -\frac{-4}{2 \cdot (-1)} = -2$
$y_v = -(-2)^2 - 4(-2) + 5 = -4 + 8 + 5 = 9$
Координаты вершины: $(-2, 9)$. - Нули функции:
Из исходного вида $y = (x + 5)(1 - x)$ сразу видны корни: $x_1 = -5$, $x_2 = 1$. Точки: $(-5, 0)$ и $(1, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
При $x=0$, $y = 5$. Точка: $(0, 5)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-5; 1)$
$y < 0$ при $x \in (-\infty; -5) \cup (1; +\infty)$. Ответ:
Функция возрастает на промежутке $(-\infty; -2]$
Функция убывает на промежутке $[-2; +\infty)$. Ответ:
и) $y = 2(x - 1)^2 - 8$
Функция задана в виде $y = a(x - x_v)^2 + y_v$. Это парабола с вершиной в точке $(1, -8)$. Ветви направлены вверх ($a=2 > 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы: $(1, -8)$.
- Нули функции:
$2(x - 1)^2 - 8 = 0 \implies 2(x - 1)^2 = 8 \implies (x - 1)^2 = 4$
$x - 1 = \pm 2$. Корни: $x_1 = 1 + 2 = 3$, $x_2 = 1 - 2 = -1$. Точки: $(3, 0)$ и $(-1, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
При $x=0$, $y = 2(0 - 1)^2 - 8 = 2 - 8 = -6$. Точка: $(0, -6)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-\infty; -1) \cup (3; +\infty)$
$y < 0$ при $x \in (-1; 3)$. Ответ:
Функция убывает на промежутке $(-\infty; 1]$
Функция возрастает на промежутке $[1; +\infty)$. Ответ:
к) $y = -(x + 3)^2 + 4$
Функция задана в виде $y = a(x - x_v)^2 + y_v$. Это парабола с вершиной в точке $(-3, 4)$. Ветви направлены вниз ($a=-1 < 0$).
Для построения графика:
- Вершина параболы: $(-3, 4)$.
- Нули функции:
$-(x + 3)^2 + 4 = 0 \implies (x + 3)^2 = 4$
$x + 3 = \pm 2$. Корни: $x_1 = -3 + 2 = -1$, $x_2 = -3 - 2 = -5$. Точки: $(-1, 0)$ и $(-5, 0)$. - Пересечение с осью Oy:
При $x=0$, $y = -(0 + 3)^2 + 4 = -9 + 4 = -5$. Точка: $(0, -5)$.
Свойства функции:
$y > 0$ при $x \in (-5; -1)$
$y < 0$ при $x \in (-\infty; -5) \cup (-1; +\infty)$. Ответ:
Функция возрастает на промежутке $(-\infty; -3]$
Функция убывает на промежутке $[-3; +\infty)$. Ответ:
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 8 класс, для упражнения номер 29 расположенного на странице 250 к учебнику 2024 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №29 (с. 250), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Адукацыя i выхаванне.