Номер 2.64, страница 176 - гдз по алгебре 10 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2019 - 2025
Цвет обложки: голубой с графиком
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Глава 2. Корень n-й степени из числа. Параграф 14. Свойства корней n-й степени (n>1, n∈N) - номер 2.64, страница 176.
№2.64 (с. 176)
Условие. №2.64 (с. 176)
скриншот условия
2.64. Определите, рациональным или иррациональным числом является значение выражения:
а) $ \sqrt[3]{4} \cdot \sqrt[6]{4}; $
б) $ \sqrt[7]{-5} \cdot \sqrt[14]{25}; $
в) $ \sqrt[3]{2} \cdot \sqrt[6]{2} \cdot \sqrt[6]{8}; $
г) $ \sqrt{3} \cdot \sqrt[6]{3} \cdot \sqrt[12]{3}; $
д) $ \frac{\sqrt[3]{7} \cdot \sqrt[4]{343}}{\sqrt[12]{7}}; $
е) $ \frac{\sqrt[8]{8^3} \cdot \sqrt[40]{8}}{\sqrt[5]{8^4}}. $
Решение. №2.64 (с. 176)
Решение 2. №2.64 (с. 176)
Для определения, является ли значение выражения рациональным или иррациональным числом, необходимо упростить каждое выражение. Рациональное число — это число, которое можно представить в виде дроби $p/q$, где $p$ — целое число, а $q$ — натуральное. Иррациональное число — это вещественное число, которое не является рациональным.
а) Упростим выражение $\sqrt[3]{4} \cdot \sqrt[6]{4}$.
Для этого представим корни в виде степеней с дробными показателями, используя формулу $\sqrt[n]{a} = a^{1/n}$:
$\sqrt[3]{4} = 4^{1/3}$
$\sqrt[6]{4} = 4^{1/6}$
Теперь перемножим степени с одинаковым основанием, сложив их показатели:
$4^{1/3} \cdot 4^{1/6} = 4^{1/3 + 1/6}$
Приведем показатели к общему знаменателю:
$1/3 + 1/6 = 2/6 + 1/6 = 3/6 = 1/2$
В результате получаем:
$4^{1/2} = \sqrt{4} = 2$
Число 2 является целым, следовательно, оно рациональное.
Ответ: 2, рациональное число.
б) Упростим выражение $\sqrt[7]{-5} \cdot \sqrt[14]{25}$.
Поскольку корень нечетной степени из отрицательного числа можно вынести знак минус, имеем $\sqrt[7]{-5} = -\sqrt[7]{5}$.
Представим число 25 как $5^2$ и упростим второй множитель:
$\sqrt[14]{25} = \sqrt[14]{5^2} = 5^{2/14} = 5^{1/7} = \sqrt[7]{5}$
Теперь исходное выражение принимает вид:
$-\sqrt[7]{5} \cdot \sqrt[7]{5} = -(\sqrt[7]{5})^2 = -\sqrt[7]{5^2} = -\sqrt[7]{25}$
Число 25 не является седьмой степенью какого-либо рационального числа, поэтому $\sqrt[7]{25}$ — иррациональное число.
Ответ: $-\sqrt[7]{25}$, иррациональное число.
в) Упростим выражение $\sqrt[3]{2} \cdot \sqrt[6]{2} \cdot \sqrt[6]{8}$.
Сначала перемножим корни с одинаковым показателем 6:
$\sqrt[6]{2} \cdot \sqrt[6]{8} = \sqrt[6]{2 \cdot 8} = \sqrt[6]{16}$
Выражение принимает вид: $\sqrt[3]{2} \cdot \sqrt[6]{16}$.
Представим оба множителя как степени числа 2. Заметим, что $16 = 2^4$.
$\sqrt[3]{2} = 2^{1/3}$
$\sqrt[6]{16} = \sqrt[6]{2^4} = 2^{4/6} = 2^{2/3}$
Теперь перемножим степени:
$2^{1/3} \cdot 2^{2/3} = 2^{1/3 + 2/3} = 2^{3/3} = 2^1 = 2$
Число 2 является целым, следовательно, оно рациональное.
Ответ: 2, рациональное число.
г) Упростим выражение $\sqrt{3} \cdot \sqrt[6]{3} \cdot \sqrt[12]{3}$.
Представим все множители в виде степеней с основанием 3:
$\sqrt{3} \cdot \sqrt[6]{3} \cdot \sqrt[12]{3} = 3^{1/2} \cdot 3^{1/6} \cdot 3^{1/12}$
Сложим показатели степеней:
$3^{1/2 + 1/6 + 1/12}$
Приведем дроби к общему знаменателю 12:
$1/2 + 1/6 + 1/12 = 6/12 + 2/12 + 1/12 = 9/12 = 3/4$
В результате получаем:
$3^{3/4} = \sqrt[4]{3^3} = \sqrt[4]{27}$
Число 27 не является четвертой степенью какого-либо рационального числа, поэтому $\sqrt[4]{27}$ — иррациональное число.
Ответ: $\sqrt[4]{27}$, иррациональное число.
д) Упростим выражение $\frac{\sqrt[3]{7} \cdot \sqrt[4]{343}}{\sqrt[12]{7}}$.
Заметим, что $343 = 7^3$. Представим все члены выражения как степени числа 7:
$\frac{7^{1/3} \cdot (7^3)^{1/4}}{7^{1/12}} = \frac{7^{1/3} \cdot 7^{3/4}}{7^{1/12}}$
В числителе сложим показатели: $1/3 + 3/4 = 4/12 + 9/12 = 13/12$.
Выражение примет вид: $\frac{7^{13/12}}{7^{1/12}}$.
При делении степеней с одинаковым основанием их показатели вычитаются:
$7^{13/12 - 1/12} = 7^{12/12} = 7^1 = 7$
Число 7 является целым, следовательно, оно рациональное.
Ответ: 7, рациональное число.
е) Упростим выражение $\frac{\sqrt[8]{8^3} \cdot \sqrt[40]{8}}{\sqrt[5]{8^4}}$.
Представим все члены выражения в виде степеней с основанием 8:
$\frac{8^{3/8} \cdot 8^{1/40}}{8^{4/5}}$
Сначала выполним умножение в числителе, сложив показатели:
$3/8 + 1/40 = 15/40 + 1/40 = 16/40 = 2/5$
Выражение примет вид: $\frac{8^{2/5}}{8^{4/5}}$.
Теперь выполним деление, вычтя показатели:
$8^{2/5 - 4/5} = 8^{-2/5}$
Преобразуем полученный результат:
$8^{-2/5} = \frac{1}{8^{2/5}} = \frac{1}{\sqrt[5]{8^2}} = \frac{1}{\sqrt[5]{64}}$
Так как 64 не является пятой степенью рационального числа, то $\sqrt[5]{64}$ — иррациональное число. Можно также упростить: $\sqrt[5]{64} = \sqrt[5]{32 \cdot 2} = 2\sqrt[5]{2}$.
Результат $\frac{1}{2\sqrt[5]{2}}$ является иррациональным числом.
Ответ: $\frac{1}{\sqrt[5]{64}}$, иррациональное число.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 10 класс, для упражнения номер 2.64 расположенного на странице 176 к учебнику 2019 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №2.64 (с. 176), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.