Номер 3.174, страница 142 - гдз по алгебре 11 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый, зелёный с графиком
ISBN: 978-985-03-3165-6
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 3. Логарифмическая функция. Параграф 9. Логарифмические уравнения - номер 3.174, страница 142.
№3.174 (с. 142)
Условие. №3.174 (с. 142)
скриншот условия
3.174*. Найдите сумму $x_0 + y_0$, где $(x_0; y_0)$ — решение системы уравнений
$ \begin{cases} \log_2(x - y) = 5 - \log_2(x + y), \\ \frac{\lg x - \lg 4}{\lg y - \lg 3} = -1. \end{cases} $
Решение. №3.174 (с. 142)
Решение 2. №3.174 (с. 142)
Для решения данной системы уравнений сначала определим область допустимых значений (ОДЗ). Аргументы всех логарифмов должны быть строго положительными, а знаменатель дроби не должен равняться нулю.
Из первого уравнения:
- $x - y > 0 \implies x > y$
- $x + y > 0$
Из второго уравнения:
- $x > 0$
- $y > 0$
- $\lg y - \lg 3 \neq 0 \implies \lg y \neq \lg 3 \implies y \neq 3$
Объединяя все условия, получаем ОДЗ: $x > 0, y > 0, x > y, y \neq 3$.
Теперь приступим к решению системы:
$$\begin{cases}\log_2(x - y) = 5 - \log_2(x + y), \\\frac{\lg x - \lg 4}{\lg y - \lg 3} = -1.\end{cases}$$Преобразуем первое уравнение. Перенесем логарифм в левую часть и воспользуемся свойством суммы логарифмов $\log_a b + \log_a c = \log_a(bc)$:
$\log_2(x - y) + \log_2(x + y) = 5$
$\log_2((x - y)(x + y)) = 5$
Применяя формулу разности квадратов, получаем:
$\log_2(x^2 - y^2) = 5$
По определению логарифма:
$x^2 - y^2 = 2^5$
$x^2 - y^2 = 32$
Теперь преобразуем второе уравнение. Умножим обе части на знаменатель $(\lg y - \lg 3)$:
$\lg x - \lg 4 = -(\lg y - \lg 3)$
$\lg x - \lg 4 = -\lg y + \lg 3$
Сгруппируем слагаемые с переменными в левой части, а с константами — в правой:
$\lg x + \lg y = \lg 3 + \lg 4$
Используя свойство суммы логарифмов:
$\lg(xy) = \lg(3 \cdot 4)$
$\lg(xy) = \lg(12)$
Так как основания логарифмов равны, то равны и их аргументы:
$xy = 12$
Таким образом, исходная система эквивалентна следующей системе алгебраических уравнений (с учетом ОДЗ):
$$\begin{cases}x^2 - y^2 = 32, \\xy = 12.\end{cases}$$Из второго уравнения выразим $y$ через $x$ (из ОДЗ $x>0$, поэтому деление на $x$ возможно):
$y = \frac{12}{x}$
Подставим это выражение в первое уравнение:
$x^2 - \left(\frac{12}{x}\right)^2 = 32$
$x^2 - \frac{144}{x^2} = 32$
Умножим все члены уравнения на $x^2$, чтобы избавиться от знаменателя:
$x^4 - 144 = 32x^2$
Получаем биквадратное уравнение:
$x^4 - 32x^2 - 144 = 0$
Сделаем замену $t = x^2$. Так как $x > 0$, то $t > 0$.
$t^2 - 32t - 144 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Вычислим дискриминант:
$D = (-32)^2 - 4 \cdot 1 \cdot (-144) = 1024 + 576 = 1600 = 40^2$
Найдем корни для $t$:
$t_1 = \frac{32 + 40}{2} = \frac{72}{2} = 36$
$t_2 = \frac{32 - 40}{2} = \frac{-8}{2} = -4$
Поскольку $t=x^2$, $t$ должно быть положительным. Следовательно, корень $t_2 = -4$ является посторонним. Остается $t_1 = 36$.
Выполним обратную замену:
$x^2 = 36$
Учитывая ОДЗ ($x>0$), получаем $x_0 = 6$.
Теперь найдем $y_0$:
$y_0 = \frac{12}{x_0} = \frac{12}{6} = 2$
Итак, решение системы $(x_0; y_0) = (6; 2)$.
Проверим, соответствует ли найденное решение ОДЗ:
$x_0=6>0$ (верно), $y_0=2>0$ (верно), $x_0 > y_0 \implies 6 > 2$ (верно), $y_0 \neq 3 \implies 2 \neq 3$ (верно).
Все условия ОДЗ выполнены.
По условию задачи требуется найти сумму $x_0 + y_0$.
$x_0 + y_0 = 6 + 2 = 8$
Ответ: 8.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 3.174 расположенного на странице 142 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №3.174 (с. 142), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.