Номер 465, страница 228 - гдз по алгебре 11 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый, зелёный с графиком
ISBN: 978-985-03-3165-6
Популярные ГДЗ в 11 классе
Упражнения для итогового повторения. Функции и их свойства - номер 465, страница 228.
№465 (с. 228)
Условие. №465 (с. 228)
скриншот условия
465. Найдите область определения функции:
а) $y = (x - 9)^{0.3}$;
б) $y = (2x + 7)^{-\frac{5}{7}}$;
В) $y = (x^2 + x - 6)^{\sqrt{5}}$;
Г) $y = \left(\frac{x-1}{x}\right)^{-\sqrt{10}}$.
Решение. №465 (с. 228)
Решение 2. №465 (с. 228)
а) $y = (x-9)^{0,3}$
Область определения степенной функции $y=x^a$ зависит от показателя $a$. В данном случае показатель степени $a = 0,3 = \frac{3}{10}$. Это положительное рациональное число, знаменатель которого (10) является четным числом. Такая функция определена только для неотрицательных значений основания. Следовательно, для функции $y = (x-9)^{0,3}$ необходимо, чтобы основание степени было больше или равно нулю:
$x - 9 \ge 0$
Решая это простое неравенство, получаем:
$x \ge 9$
Таким образом, область определения функции — это все числа, большие или равные 9.
Ответ: $D(y) = [9; +\infty)$.
б) $y = (2x+7)^{-\frac{5}{7}}$
Показатель степени $a = -\frac{5}{7}$. Это отрицательное рациональное число. Так как показатель отрицательный, основание степени не может быть равно нулю. Знаменатель дроби в показателе (7) — нечетное число, поэтому корень нечетной степени можно извлекать из числа любого знака. Следовательно, единственное ограничение для основания степени — оно не должно быть равно нулю:
$2x + 7 \neq 0$
Решаем уравнение:
$2x \neq -7$
$x \neq -3,5$
Область определения функции — это все действительные числа, кроме $-3,5$.
Ответ: $D(y) = (-\infty; -3,5) \cup (-3,5; +\infty)$.
в) $y = (x^2+x-6)^{\sqrt{5}}$
Показатель степени $a = \sqrt{5}$ является иррациональным числом. Степенная функция с иррациональным показателем по определению задана только для положительных значений основания. В некоторых учебных программах для положительного иррационального показателя допускается и нулевое основание ($f(x) \ge 0$), но более строгим и общепринятым является требование строго положительного основания. Будем придерживаться строгого варианта. Следовательно, основание степени должно быть строго больше нуля:
$x^2 + x - 6 > 0$
Для решения этого квадратного неравенства найдем корни соответствующего уравнения $x^2 + x - 6 = 0$. Используя теорему Виета, находим корни: $x_1 = -3$ и $x_2 = 2$. Графиком квадратичной функции $f(x)=x^2+x-6$ является парабола, ветви которой направлены вверх, так как коэффициент при $x^2$ положителен. Значит, функция принимает положительные значения вне интервала между корнями. Неравенство выполняется при $x < -3$ или $x > 2$.
Ответ: $D(y) = (-\infty; -3) \cup (2; +\infty)$.
г) $y = \left(\frac{x-1}{x}\right)^{-\sqrt{10}}$
Показатель степени $a = -\sqrt{10}$ является отрицательным иррациональным числом. Как и в предыдущем пункте, для иррационального показателя основание степени должно быть строго положительным. Отрицательный показатель означает, что $y = \frac{1}{\left(\frac{x-1}{x}\right)^{\sqrt{10}}}$. Требование, чтобы основание было строго положительным, автоматически гарантирует, что знаменатель не обратится в ноль. Итак, необходимо решить неравенство:
$\frac{x-1}{x} > 0$
Решим это рациональное неравенство методом интервалов. Находим точки, в которых числитель или знаменатель равны нулю: $x-1=0 \implies x=1$ и $x=0$. Эти точки разбивают числовую прямую на три интервала: $(-\infty; 0)$, $(0; 1)$ и $(1; +\infty)$. Определим знак дроби на каждом интервале: - на интервале $(-\infty; 0)$ (например, при $x=-1$) дробь $\frac{-2}{-1}=2$ положительна; - на интервале $(0; 1)$ (например, при $x=0.5$) дробь $\frac{-0.5}{0.5}=-1$ отрицательна; - на интервале $(1; +\infty)$ (например, при $x=2$) дробь $\frac{1}{2}$ положительна. Нас интересуют интервалы, где выражение положительно.
Ответ: $D(y) = (-\infty; 0) \cup (1; +\infty)$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 465 расположенного на странице 228 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №465 (с. 228), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.