Номер 506, страница 171 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский
Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.
Тип: Учебник
Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки
Год издания: 2020 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: белый в клеточку
ISBN: 978-985-11-1251-3
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Раздел 4. Повторение. Параграф 9. Геометрические величины - номер 506, страница 171.
№506 (с. 171)
Условие. №506 (с. 171)
скриншот условия
506. Найдите сторону треугольника, учитывая, что:
а) две другие его стороны равны 5 см и 6 см, а площадь треугольника — $12 \text{ см}^2$;
б) две другие его стороны равны 10 м и 17 м, а радиус описанной окружности — $10\frac{5}{8} \text{ м}$.
Решение 2. №506 (с. 171)
Решение 3. №506 (с. 171)
а) Пусть две известные стороны треугольника равны $a = 5$ см и $b = 6$ см, а его площадь $S = 12$ см². Требуется найти третью сторону $c$.
Площадь треугольника можно найти по формуле $S = \frac{1}{2}ab \sin \gamma$, где $\gamma$ — угол между сторонами $a$ и $b$. Подставим известные значения:
$12 = \frac{1}{2} \cdot 5 \cdot 6 \cdot \sin \gamma$
$12 = 15 \sin \gamma$
Отсюда находим синус угла $\gamma$:
$\sin \gamma = \frac{12}{15} = \frac{4}{5}$
Используя основное тригонометрическое тождество $\sin^2 \gamma + \cos^2 \gamma = 1$, найдем косинус этого угла:
$\cos^2 \gamma = 1 - \sin^2 \gamma = 1 - (\frac{4}{5})^2 = 1 - \frac{16}{25} = \frac{9}{25}$
Следовательно, $\cos \gamma = \pm \sqrt{\frac{9}{25}} = \pm \frac{3}{5}$. Это означает, что угол $\gamma$ может быть как острым ($\cos \gamma > 0$), так и тупым ($\cos \gamma < 0$). Рассмотрим оба случая.
Для нахождения третьей стороны $c$ воспользуемся теоремой косинусов: $c^2 = a^2 + b^2 - 2ab \cos \gamma$.
1. Если $\cos \gamma = \frac{3}{5}$ (угол $\gamma$ острый):
$c^2 = 5^2 + 6^2 - 2 \cdot 5 \cdot 6 \cdot \frac{3}{5} = 25 + 36 - 36 = 25$
$c = \sqrt{25} = 5$ см.
2. Если $\cos \gamma = -\frac{3}{5}$ (угол $\gamma$ тупой):
$c^2 = 5^2 + 6^2 - 2 \cdot 5 \cdot 6 \cdot (-\frac{3}{5}) = 25 + 36 + 36 = 97$
$c = \sqrt{97}$ см.
Таким образом, задача имеет два возможных решения.
Ответ: $5$ см или $\sqrt{97}$ см.
б) Пусть две известные стороны треугольника равны $a = 10$ м и $b = 17$ м. Радиус описанной окружности $R = 10\frac{5}{8} = \frac{85}{8}$ м. Требуется найти третью сторону $c$.
Пусть $\alpha$, $\beta$ и $\gamma$ — углы, противолежащие сторонам $a$, $b$ и $c$ соответственно. Воспользуемся расширенной теоремой синусов: $\frac{a}{\sin \alpha} = \frac{b}{\sin \beta} = \frac{c}{\sin \gamma} = 2R$.
Найдем синусы углов $\alpha$ и $\beta$:
$\sin \alpha = \frac{a}{2R} = \frac{10}{2 \cdot \frac{85}{8}} = \frac{10}{\frac{85}{4}} = \frac{40}{85} = \frac{8}{17}$
$\sin \beta = \frac{b}{2R} = \frac{17}{2 \cdot \frac{85}{8}} = \frac{17}{\frac{85}{4}} = \frac{68}{85} = \frac{4}{5}$
Теперь найдем возможные значения косинусов этих углов:
$\cos \alpha = \pm \sqrt{1 - \sin^2 \alpha} = \pm \sqrt{1 - (\frac{8}{17})^2} = \pm \sqrt{\frac{225}{289}} = \pm \frac{15}{17}$
$\cos \beta = \pm \sqrt{1 - \sin^2 \beta} = \pm \sqrt{1 - (\frac{4}{5})^2} = \pm \sqrt{\frac{9}{25}} = \pm \frac{3}{5}$
В треугольнике не может быть более одного тупого угла. Рассмотрим возможные комбинации.
Сторону $c$ найдем по теореме косинусов $c^2 = a^2 + b^2 - 2ab \cos \gamma$, где $\gamma = 180^\circ - (\alpha + \beta)$, следовательно, $\cos \gamma = -\cos(\alpha + \beta) = \sin \alpha \sin \beta - \cos \alpha \cos \beta$.
1. Оба угла $\alpha$ и $\beta$ острые ($\cos \alpha = \frac{15}{17}$, $\cos \beta = \frac{3}{5}$).
$\cos \gamma = \frac{8}{17} \cdot \frac{4}{5} - \frac{15}{17} \cdot \frac{3}{5} = \frac{32}{85} - \frac{45}{85} = -\frac{13}{85}$.
Угол $\gamma$ тупой, что допустимо. Найдем $c$:
$c^2 = 10^2 + 17^2 - 2 \cdot 10 \cdot 17 \cdot (-\frac{13}{85}) = 100 + 289 + \frac{340 \cdot 13}{85} = 389 + 4 \cdot 13 = 389 + 52 = 441$
$c = \sqrt{441} = 21$ м.
2. Угол $\alpha$ острый, а угол $\beta$ тупой ($\cos \alpha = \frac{15}{17}$, $\cos \beta = -\frac{3}{5}$).
$\cos \gamma = \frac{8}{17} \cdot \frac{4}{5} - \frac{15}{17} \cdot (-\frac{3}{5}) = \frac{32}{85} + \frac{45}{85} = \frac{77}{85}$.
Угол $\gamma$ острый, что допустимо. Найдем $c$:
$c^2 = 10^2 + 17^2 - 2 \cdot 10 \cdot 17 \cdot \frac{77}{85} = 100 + 289 - \frac{340 \cdot 77}{85} = 389 - 4 \cdot 77 = 389 - 308 = 81$
$c = \sqrt{81} = 9$ м.
3. Угол $\alpha$ тупой, а угол $\beta$ острый ($\cos \alpha = -\frac{15}{17}$, $\cos \beta = \frac{3}{5}$).
В этом случае сумма углов $\alpha + \beta$ будет больше $180^\circ$ ($\arccos(-\frac{15}{17}) \approx 151.9^\circ$, $\arccos(\frac{3}{5}) \approx 53.1^\circ$), что невозможно для треугольника.
Таким образом, задача также имеет два решения.
Ответ: $21$ м или $9$ м.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 506 расположенного на странице 171 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №506 (с. 171), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.