Номер 506, страница 171 - гдз по геометрии 11 класс учебник Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д., Горбунова И. В., Цыбулько О. Е.

Тип: Учебник

Издательство: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки

Год издания: 2020 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

Цвет обложки: белый в клеточку

ISBN: 978-985-11-1251-3

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Раздел 4. Повторение. Параграф 9. Геометрические величины - номер 506, страница 171.

№506 (с. 171)
Условие. №506 (с. 171)
скриншот условия
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 171, номер 506, Условие

506. Найдите сторону треугольника, учитывая, что:

а) две другие его стороны равны 5 см и 6 см, а площадь треугольника — $12 \text{ см}^2$;

б) две другие его стороны равны 10 м и 17 м, а радиус описанной окружности — $10\frac{5}{8} \text{ м}$.

Решение 2. №506 (с. 171)
Геометрия, 11 класс Учебник, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, Горбунова Ирина Владимировна, Цыбулько Оксана Евгеньевна, издательство Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, Минск, 2020, белого цвета, страница 171, номер 506, Решение 2
Решение 3. №506 (с. 171)

а) Пусть две известные стороны треугольника равны $a = 5$ см и $b = 6$ см, а его площадь $S = 12$ см². Требуется найти третью сторону $c$.

Площадь треугольника можно найти по формуле $S = \frac{1}{2}ab \sin \gamma$, где $\gamma$ — угол между сторонами $a$ и $b$. Подставим известные значения:

$12 = \frac{1}{2} \cdot 5 \cdot 6 \cdot \sin \gamma$

$12 = 15 \sin \gamma$

Отсюда находим синус угла $\gamma$:

$\sin \gamma = \frac{12}{15} = \frac{4}{5}$

Используя основное тригонометрическое тождество $\sin^2 \gamma + \cos^2 \gamma = 1$, найдем косинус этого угла:

$\cos^2 \gamma = 1 - \sin^2 \gamma = 1 - (\frac{4}{5})^2 = 1 - \frac{16}{25} = \frac{9}{25}$

Следовательно, $\cos \gamma = \pm \sqrt{\frac{9}{25}} = \pm \frac{3}{5}$. Это означает, что угол $\gamma$ может быть как острым ($\cos \gamma > 0$), так и тупым ($\cos \gamma < 0$). Рассмотрим оба случая.

Для нахождения третьей стороны $c$ воспользуемся теоремой косинусов: $c^2 = a^2 + b^2 - 2ab \cos \gamma$.

1. Если $\cos \gamma = \frac{3}{5}$ (угол $\gamma$ острый):

$c^2 = 5^2 + 6^2 - 2 \cdot 5 \cdot 6 \cdot \frac{3}{5} = 25 + 36 - 36 = 25$

$c = \sqrt{25} = 5$ см.

2. Если $\cos \gamma = -\frac{3}{5}$ (угол $\gamma$ тупой):

$c^2 = 5^2 + 6^2 - 2 \cdot 5 \cdot 6 \cdot (-\frac{3}{5}) = 25 + 36 + 36 = 97$

$c = \sqrt{97}$ см.

Таким образом, задача имеет два возможных решения.

Ответ: $5$ см или $\sqrt{97}$ см.

б) Пусть две известные стороны треугольника равны $a = 10$ м и $b = 17$ м. Радиус описанной окружности $R = 10\frac{5}{8} = \frac{85}{8}$ м. Требуется найти третью сторону $c$.

Пусть $\alpha$, $\beta$ и $\gamma$ — углы, противолежащие сторонам $a$, $b$ и $c$ соответственно. Воспользуемся расширенной теоремой синусов: $\frac{a}{\sin \alpha} = \frac{b}{\sin \beta} = \frac{c}{\sin \gamma} = 2R$.

Найдем синусы углов $\alpha$ и $\beta$:

$\sin \alpha = \frac{a}{2R} = \frac{10}{2 \cdot \frac{85}{8}} = \frac{10}{\frac{85}{4}} = \frac{40}{85} = \frac{8}{17}$

$\sin \beta = \frac{b}{2R} = \frac{17}{2 \cdot \frac{85}{8}} = \frac{17}{\frac{85}{4}} = \frac{68}{85} = \frac{4}{5}$

Теперь найдем возможные значения косинусов этих углов:

$\cos \alpha = \pm \sqrt{1 - \sin^2 \alpha} = \pm \sqrt{1 - (\frac{8}{17})^2} = \pm \sqrt{\frac{225}{289}} = \pm \frac{15}{17}$

$\cos \beta = \pm \sqrt{1 - \sin^2 \beta} = \pm \sqrt{1 - (\frac{4}{5})^2} = \pm \sqrt{\frac{9}{25}} = \pm \frac{3}{5}$

В треугольнике не может быть более одного тупого угла. Рассмотрим возможные комбинации.

Сторону $c$ найдем по теореме косинусов $c^2 = a^2 + b^2 - 2ab \cos \gamma$, где $\gamma = 180^\circ - (\alpha + \beta)$, следовательно, $\cos \gamma = -\cos(\alpha + \beta) = \sin \alpha \sin \beta - \cos \alpha \cos \beta$.

1. Оба угла $\alpha$ и $\beta$ острые ($\cos \alpha = \frac{15}{17}$, $\cos \beta = \frac{3}{5}$).

$\cos \gamma = \frac{8}{17} \cdot \frac{4}{5} - \frac{15}{17} \cdot \frac{3}{5} = \frac{32}{85} - \frac{45}{85} = -\frac{13}{85}$.

Угол $\gamma$ тупой, что допустимо. Найдем $c$:

$c^2 = 10^2 + 17^2 - 2 \cdot 10 \cdot 17 \cdot (-\frac{13}{85}) = 100 + 289 + \frac{340 \cdot 13}{85} = 389 + 4 \cdot 13 = 389 + 52 = 441$

$c = \sqrt{441} = 21$ м.

2. Угол $\alpha$ острый, а угол $\beta$ тупой ($\cos \alpha = \frac{15}{17}$, $\cos \beta = -\frac{3}{5}$).

$\cos \gamma = \frac{8}{17} \cdot \frac{4}{5} - \frac{15}{17} \cdot (-\frac{3}{5}) = \frac{32}{85} + \frac{45}{85} = \frac{77}{85}$.

Угол $\gamma$ острый, что допустимо. Найдем $c$:

$c^2 = 10^2 + 17^2 - 2 \cdot 10 \cdot 17 \cdot \frac{77}{85} = 100 + 289 - \frac{340 \cdot 77}{85} = 389 - 4 \cdot 77 = 389 - 308 = 81$

$c = \sqrt{81} = 9$ м.

3. Угол $\alpha$ тупой, а угол $\beta$ острый ($\cos \alpha = -\frac{15}{17}$, $\cos \beta = \frac{3}{5}$).

В этом случае сумма углов $\alpha + \beta$ будет больше $180^\circ$ ($\arccos(-\frac{15}{17}) \approx 151.9^\circ$, $\arccos(\frac{3}{5}) \approx 53.1^\circ$), что невозможно для треугольника.

Таким образом, задача также имеет два решения.

Ответ: $21$ м или $9$ м.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 11 класс, для упражнения номер 506 расположенного на странице 171 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №506 (с. 171), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), Горбунова (Ирина Владимировна), Цыбулько (Оксана Евгеньевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки.