Номер 912, страница 200 - гдз по физике 10 класс сборник задач Дорофейчик, Белая
Авторы: Дорофейчик В. В., Белая О. Н.
Тип: Сборник задач
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2022 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-893-022-6
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
Раздел 2. Электродинамика. Часть 4. Постоянный электрический ток. 19. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца - номер 912, страница 200.
№912 (с. 200)
Условие. №912 (с. 200)
скриншот условия
912. При замыкании источника тока на резистор сопротивлением $R_1 = 2$ Ом в резисторе за время $\tau = 25$ с выделяется тепловая энергия $Q_1 = 800$ Дж, а при замыкании на резистор сопротивлением $R_2 = 3$ Ом в цепи выделяется полная мощность $P_2 = 36$ Вт. Определите ток короткого замыкания для данного источника.
Решение. №912 (с. 200)
Дано:
$R_1 = 2$ Ом
$\tau = 25$ с
$Q_1 = 800$ Дж
$R_2 = 3$ Ом
$P_2 = 36$ Вт
Найти:
$I_{кз}$ - ?
Решение:
Ток короткого замыкания $I_{кз}$ определяется как отношение ЭДС источника $\mathcal{E}$ к его внутреннему сопротивлению $r$:
$I_{кз} = \frac{\mathcal{E}}{r}$
Чтобы найти $I_{кз}$, нам необходимо определить $\mathcal{E}$ и $r$ источника. Для этого воспользуемся данными из двух экспериментов.
1. В первом случае источник замкнут на резистор с сопротивлением $R_1$. Количество теплоты $Q_1$, выделившееся в резисторе за время $\tau$, определяется законом Джоуля-Ленца:
$Q_1 = I_1^2 R_1 \tau$
где $I_1$ — сила тока в цепи. Выразим силу тока:
$I_1 = \sqrt{\frac{Q_1}{R_1 \tau}} = \sqrt{\frac{800 \text{ Дж}}{2 \text{ Ом} \cdot 25 \text{ с}}} = \sqrt{\frac{800}{50}} = \sqrt{16} = 4$ А
Согласно закону Ома для полной цепи, сила тока $I_1$ связана с параметрами источника и внешним сопротивлением следующим образом:
$I_1 = \frac{\mathcal{E}}{R_1 + r}$
Отсюда выразим ЭДС источника:
$\mathcal{E} = I_1 (R_1 + r) = 4(2 + r)$ (1)
2. Во втором случае источник замкнут на резистор с сопротивлением $R_2$. Полная мощность $P_2$, выделяющаяся в цепи, равна:
$P_2 = \mathcal{E} I_2$, где $I_2 = \frac{\mathcal{E}}{R_2 + r}$
Подставив выражение для тока, получим:
$P_2 = \frac{\mathcal{E}^2}{R_2 + r}$
Отсюда выразим квадрат ЭДС:
$\mathcal{E}^2 = P_2(R_2 + r) = 36(3 + r)$ (2)
3. Теперь у нас есть система из двух уравнений (1) и (2) с двумя неизвестными $\mathcal{E}$ и $r$. Возведем в квадрат уравнение (1) и приравняем его к уравнению (2):
$(4(2+r))^2 = 36(3+r)$
$16(2+r)^2 = 36(3+r)$
Разделим обе части на 4:
$4(2+r)^2 = 9(3+r)$
$4(4 + 4r + r^2) = 27 + 9r$
$16 + 16r + 4r^2 = 27 + 9r$
Приведем уравнение к стандартному квадратному виду $ax^2 + bx + c = 0$:
$4r^2 + (16-9)r + (16-27) = 0$
$4r^2 + 7r - 11 = 0$
Решим это квадратное уравнение. Найдем дискриминант:
$D = b^2 - 4ac = 7^2 - 4 \cdot 4 \cdot (-11) = 49 + 176 = 225$
Корни уравнения:
$r = \frac{-b \pm \sqrt{D}}{2a} = \frac{-7 \pm \sqrt{225}}{2 \cdot 4} = \frac{-7 \pm 15}{8}$
Получаем два корня:
$r_1 = \frac{-7 + 15}{8} = \frac{8}{8} = 1$ Ом
$r_2 = \frac{-7 - 15}{8} = \frac{-22}{8} = -2.75$ Ом
Внутреннее сопротивление не может быть отрицательным, поэтому выбираем физически осмысленный корень $r = 1$ Ом.
4. Найдем ЭДС, подставив значение $r$ в уравнение (1):
$\mathcal{E} = 4(2 + 1) = 4 \cdot 3 = 12$ В
5. Наконец, рассчитаем ток короткого замыкания:
$I_{кз} = \frac{\mathcal{E}}{r} = \frac{12 \text{ В}}{1 \text{ Ом}} = 12$ А
Ответ: $12$ А.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по физике за 10 класс, для упражнения номер 912 расположенного на странице 200 к сборнику задач 2022 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по физике к упражнению №912 (с. 200), авторов: Дорофейчик (Владимир Владимирович), Белая (Ольга Николаевна), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Национальный институт образования.