Номер 243, страница 38 - гдз по геометрии 10 класс сборник задач Латотин, Чеботаревский

Геометрия, 10 класс Сборник задач, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, издательство Народная асвета, Минск, 2021

Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д.

Тип: Сборник задач

Издательство: Народная асвета

Год издания: 2021 - 2025

Уровень обучения: базовый и повышенный

ISBN: 978-985-03-3704-7

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

10 класс. 12. Вектор. Действия над векторами - номер 243, страница 38.

№243 (с. 38)
Условие. №243 (с. 38)
скриншот условия
Геометрия, 10 класс Сборник задач, авторы: Латотин Леонид Александрович, Чеботаревский Борис Дмитриевич, издательство Народная асвета, Минск, 2021, страница 38, номер 243, Условие

243. Отметьте в тетради точки M, N, P, Q, R, S, A, B, C, D, E, F так, чтобы выполнялось равенство:

a) $ \overrightarrow{PQ} = 2,5 \cdot \overrightarrow{MN}; $

б) $ \overrightarrow{AB} = -1,5 \cdot \overrightarrow{RS}; $

в) $ \overrightarrow{EF} = -0,4 \cdot \overrightarrow{CD}. $

Решение. №243 (с. 38)

Для решения этой задачи необходимо использовать определение произведения вектора на число. Если вектор $\vec{b}$ равен произведению вектора $\vec{a}$ на число $k$, то есть $\vec{b} = k \cdot \vec{a}$, то выполняются следующие условия:

  • Векторы $\vec{a}$ и $\vec{b}$ коллинеарны, то есть лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
  • Длина вектора $\vec{b}$ равна длине вектора $\vec{a}$, умноженной на модуль числа $k$: $|\vec{b}| = |k| \cdot |\vec{a}|$.
  • Если $k > 0$, то векторы $\vec{a}$ и $\vec{b}$ сонаправлены (направлены в одну сторону).
  • Если $k < 0$, то векторы $\vec{a}$ и $\vec{b}$ противоположно направлены (направлены в противоположные стороны).

Исходя из этих правил, выполним построение для каждого случая.

а)

Дано равенство $\vec{PQ} = 2,5 \cdot \vec{MN}$.
Здесь коэффициент $k = 2,5$. Так как $k > 0$, векторы $\vec{PQ}$ и $\vec{MN}$ сонаправлены. Их длины связаны соотношением $|\vec{PQ}| = 2,5 \cdot |\vec{MN}|$.

Порядок построения:

  1. Отметьте на плоскости две произвольные точки $M$ и $N$.
  2. Постройте вектор $\vec{MN}$, соединив точку $M$ с точкой $N$. Для удобства выберите длину отрезка $MN$, которую легко умножить на 2,5, например, 2 см или 4 клетки тетради.
  3. Проведите прямую, параллельную прямой $MN$ (или можно использовать ту же прямую $MN$).
  4. Отметьте на этой прямой произвольную точку $P$.
  5. От точки $P$ в том же направлении, что и у вектора $\vec{MN}$, отложите отрезок $PQ$, длина которого в 2,5 раза больше длины отрезка $MN$. Например, если длина $MN$ была 4 клетки, то длина $PQ$ будет $2,5 \cdot 4 = 10$ клеток.
  6. Отметьте точку $Q$ в конце отрезка и нарисуйте стрелку, указывающую от $P$ к $Q$.

Ответ: Векторы $\vec{PQ}$ и $\vec{MN}$ должны быть сонаправлены (параллельны и направлены в одну сторону), а длина вектора $\vec{PQ}$ должна быть в 2,5 раза больше длины вектора $\vec{MN}$.

б)

Дано равенство $\vec{AB} = -1,5 \cdot \vec{RS}$.
Здесь коэффициент $k = -1,5$. Так как $k < 0$, векторы $\vec{AB}$ и $\vec{RS}$ противоположно направлены. Их длины связаны соотношением $|\vec{AB}| = |-1,5| \cdot |\vec{RS}| = 1,5 \cdot |\vec{RS}|$.

Порядок построения:

  1. Отметьте на плоскости две произвольные точки $R$ и $S$.
  2. Постройте вектор $\vec{RS}$. Для удобства выберите длину отрезка $RS$, которую легко умножить на 1,5, например, 2 см или 4 клетки.
  3. Проведите прямую, параллельную прямой $RS$.
  4. Отметьте на этой прямой произвольную точку $A$.
  5. От точки $A$ в направлении, противоположном направлению вектора $\vec{RS}$, отложите отрезок $AB$, длина которого в 1,5 раза больше длины отрезка $RS$. Например, если длина $RS$ была 4 клетки, то длина $AB$ будет $1,5 \cdot 4 = 6$ клеток.
  6. Отметьте точку $B$ в конце отрезка и нарисуйте стрелку от $A$ к $B$.

Ответ: Векторы $\vec{AB}$ и $\vec{RS}$ должны быть противоположно направлены (параллельны, но направлены в разные стороны), а длина вектора $\vec{AB}$ должна быть в 1,5 раза больше длины вектора $\vec{RS}$.

в)

Дано равенство $\vec{EF} = -0,4 \cdot \vec{CD}$.
Здесь коэффициент $k = -0,4$. Так как $k < 0$, векторы $\vec{EF}$ и $\vec{CD}$ противоположно направлены. Их длины связаны соотношением $|\vec{EF}| = |-0,4| \cdot |\vec{CD}| = 0,4 \cdot |\vec{CD}|$.

Порядок построения:

  1. Отметьте на плоскости две произвольные точки $C$ и $D$.
  2. Постройте вектор $\vec{CD}$. Для удобства выберите длину отрезка $CD$, которую легко умножить на 0,4, например, 5 см или 10 клеток.
  3. Проведите прямую, параллельную прямой $CD$.
  4. Отметьте на этой прямой произвольную точку $E$.
  5. От точки $E$ в направлении, противоположном направлению вектора $\vec{CD}$, отложите отрезок $EF$, длина которого составляет 0,4 от длины отрезка $CD$. Например, если длина $CD$ была 10 клеток, то длина $EF$ будет $0,4 \cdot 10 = 4$ клетки.
  6. Отметьте точку $F$ в конце отрезка и нарисуйте стрелку от $E$ к $F$.

Ответ: Векторы $\vec{EF}$ и $\vec{CD}$ должны быть противоположно направлены, а длина вектора $\vec{EF}$ должна составлять 0,4 (или $\frac{2}{5}$) от длины вектора $\vec{CD}$.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 10 класс, для упражнения номер 243 расположенного на странице 38 к сборнику задач 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №243 (с. 38), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.