Номер 572, страница 85 - гдз по геометрии 10 класс сборник задач Латотин, Чеботаревский
Авторы: Латотин Л. А., Чеботаревский Б. Д.
Тип: Сборник задач
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2021 - 2025
Уровень обучения: базовый и повышенный
ISBN: 978-985-03-3704-7
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 10 классе
11 класс. 5. Сфера - номер 572, страница 85.
№572 (с. 85)
Условие. №572 (с. 85)
скриншот условия
572. Два круга, ограниченные сечениями сферы, взаимно перпендикулярны. Их общая хорда равна 4 см. Найдите радиусы сечений, учитывая, что они относятся как $2:3$, а радиус сферы равен 36 см.
Решение. №572 (с. 85)
Пусть $R$ — радиус сферы, $r_1$ и $r_2$ — радиусы сечений, $l$ — длина их общей хорды. По условию задачи:$R = 36$ см$l = 4$ смОтношение радиусов сечений $r_1 : r_2 = 2 : 3$.
Обозначим радиусы сечений через коэффициент пропорциональности $k$:$r_1 = 2k$$r_2 = 3k$
Пусть $O$ — центр сферы, $C_1$ и $C_2$ — центры кругов сечений, а $M$ — середина общей хорды. Длина половины хорды равна $l/2 = 4/2 = 2$ см.
Расстояние от центра сферы до плоскости сечения, радиус сечения и радиус сферы связаны теоремой Пифагора. Пусть $d_1$ и $d_2$ — расстояния от центра сферы $O$ до плоскостей сечений. Тогда:$d_1^2 + r_1^2 = R^2 \implies d_1^2 = R^2 - r_1^2$$d_2^2 + r_2^2 = R^2 \implies d_2^2 = R^2 - r_2^2$
Аналогично, в каждом сечении радиус круга, половина хорды и расстояние от центра круга до хорды также образуют прямоугольный треугольник:$|C_1M|^2 + (l/2)^2 = r_1^2 \implies |C_1M|^2 = r_1^2 - (l/2)^2 = r_1^2 - 4$$|C_2M|^2 + (l/2)^2 = r_2^2 \implies |C_2M|^2 = r_2^2 - (l/2)^2 = r_2^2 - 4$
Поскольку плоскости сечений взаимно перпендикулярны, то и перпендикуляры к ним, проведенные из центра сферы ($OC_1$ и $OC_2$), также взаимно перпендикулярны. Следовательно, треугольник $\triangle OC_1C_2$ является прямоугольным с прямым углом при вершине $O$.
Кроме того, отрезки $C_1M$ и $C_2M$ лежат в перпендикулярных плоскостях и оба перпендикулярны линии пересечения этих плоскостей (на которой лежит хорда). Значит, угол между $C_1M$ и $C_2M$ равен $90^\circ$, и треугольник $\triangle C_1MC_2$ является прямоугольным с прямым углом при вершине $M$.
Оба этих прямоугольных треугольника имеют общую гипотенузу $C_1C_2$. Применив теорему Пифагора к обоим треугольникам, получаем:$|C_1C_2|^2 = |OC_1|^2 + |OC_2|^2 = d_1^2 + d_2^2$$|C_1C_2|^2 = |C_1M|^2 + |C_2M|^2$
Приравнивая правые части, получаем ключевое соотношение:$d_1^2 + d_2^2 = |C_1M|^2 + |C_2M|^2$
Подставим в это уравнение ранее полученные выражения:$(R^2 - r_1^2) + (R^2 - r_2^2) = (r_1^2 - 4) + (r_2^2 - 4)$$2R^2 - (r_1^2 + r_2^2) = r_1^2 + r_2^2 - 8$$2R^2 + 8 = 2(r_1^2 + r_2^2)$$R^2 + 4 = r_1^2 + r_2^2$
Теперь подставим известные значения $R=36$ и выражения для радиусов $r_1=2k$, $r_2=3k$:$36^2 + 4 = (2k)^2 + (3k)^2$$1296 + 4 = 4k^2 + 9k^2$$1300 = 13k^2$$k^2 = \frac{1300}{13} = 100$$k = \sqrt{100} = 10$
Теперь найдем радиусы сечений:$r_1 = 2k = 2 \cdot 10 = 20$ см$r_2 = 3k = 3 \cdot 10 = 30$ см
Ответ: радиусы сечений равны 20 см и 30 см.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по геометрии за 10 класс, для упражнения номер 572 расположенного на странице 85 к сборнику задач 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по геометрии к упражнению №572 (с. 85), авторов: Латотин (Леонид Александрович), Чеботаревский (Борис Дмитриевич), базовый и повышенный уровень обучения учебного пособия издательства Народная асвета.