Номер 1.66, страница 20 - гдз по алгебре 11 класс учебник Арефьева, Пирютко
Авторы: Арефьева И. Г., Пирютко О. Н.
Тип: Учебник
Издательство: Народная асвета
Год издания: 2020 - 2025
Цвет обложки: бирюзовый, зелёный с графиком
ISBN: 978-985-03-3165-6
Популярные ГДЗ в 11 классе
Глава 1. Обобщение понятия степени. Параграф 1. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Степень с действительным показателем - номер 1.66, страница 20.
№1.66 (с. 20)
Условие. №1.66 (с. 20)
скриншот условия
1.66. Решите неравенство с помощью метода интервалов:
а) $x(x^2 - 1)(2x + 7) < 0$;
б) $(x - 6)^2(x - 9)(x + 8) \le 0$;
в) $\frac{x^2 - 5x}{x^2 - x - 2} > 0$;
г) $\frac{(x^2 - 4)^2}{x^2 - 3x - 28} \ge 0$.
Решение. №1.66 (с. 20)
Решение 2. №1.66 (с. 20)
а)
Дано неравенство $x(x^2 - 1)(2x + 7) < 0$.
1. Разложим на множители выражение в левой части:
$x(x - 1)(x + 1)(2x + 7) < 0$
2. Найдем нули функции $f(x) = x(x - 1)(x + 1)(2x + 7)$, решив уравнение $f(x) = 0$:
$x = 0$
$x - 1 = 0 \Rightarrow x = 1$
$x + 1 = 0 \Rightarrow x = -1$
$2x + 7 = 0 \Rightarrow x = -3.5$
3. Отметим найденные точки на числовой оси. Так как неравенство строгое (<), все точки будут выколотыми.
Расположим корни в порядке возрастания: -3.5, -1, 0, 1.
4. Определим знаки функции на полученных интервалах:
$(-\infty; -3.5)$, $(-3.5; -1)$, $(-1; 0)$, $(0; 1)$, $(1; +\infty)$
Возьмем пробную точку из крайнего правого интервала, например $x=2$:
$2(2 - 1)(2 + 1)(2 \cdot 2 + 7) = 2 \cdot 1 \cdot 3 \cdot 11 > 0$. Знак "+".
Так как все корни имеют нечетную кратность (равную 1), знаки на интервалах будут чередоваться:
+ на $(1; +\infty)$
- на $(0; 1)$
+ на $(-1; 0)$
- на $(-3.5; -1)$
+ на $(-\infty; -3.5)$
5. Нам нужны интервалы, где выражение меньше нуля, то есть где стоит знак "-".
Это интервалы $(-3.5; -1)$ и $(0; 1)$.
Ответ: $x \in (-3.5; -1) \cup (0; 1)$.
б)
Дано неравенство $(x - 6)^2(x - 9)(x + 8) \leq 0$.
1. Левая часть уже разложена на множители.
2. Найдем нули функции $f(x) = (x - 6)^2(x - 9)(x + 8)$, решив уравнение $f(x) = 0$:
$x - 6 = 0 \Rightarrow x = 6$ (корень кратности 2)
$x - 9 = 0 \Rightarrow x = 9$ (корень кратности 1)
$x + 8 = 0 \Rightarrow x = -8$ (корень кратности 1)
3. Отметим найденные точки на числовой оси. Так как неравенство нестрогое ($\leq$), все точки будут закрашенными.
Расположим корни в порядке возрастания: -8, 6, 9.
4. Определим знаки функции на полученных интервалах:
$(-\infty; -8]$, $[-8; 6]$, $[6; 9]$, $[9; +\infty)$
Возьмем пробную точку из крайнего правого интервала, например $x=10$:
$(10 - 6)^2(10 - 9)(10 + 8) = 4^2 \cdot 1 \cdot 18 > 0$. Знак "+".
При переходе через корень $x=9$ (нечетная кратность) знак меняется на "-".
При переходе через корень $x=6$ (четная кратность) знак не меняется, остается "-".
При переходе через корень $x=-8$ (нечетная кратность) знак меняется на "+".
Знаки на интервалах: + на $(-\infty; -8)$, - на $(-8; 6)$, - на $(6; 9)$, + на $(9; +\infty)$.
5. Нам нужны промежутки, где выражение меньше или равно нулю. Это интервалы со знаком "-" и сами точки, где выражение равно нулю.
Интервал $[-8; 9]$ удовлетворяет условию $f(x) \leq 0$.
Ответ: $x \in [-8; 9]$.
в)
Дано неравенство $\frac{x^2 - 5x}{x^2 - x - 2} > 0$.
1. Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель: $x^2 - 5x = x(x - 5)$. Нули: $x=0, x=5$.
Знаменатель: $x^2 - x - 2 = 0$. По теореме Виета корни $x_1=2, x_2=-1$. Значит, $x^2 - x - 2 = (x - 2)(x + 1)$. Нули знаменателя: $x=2, x=-1$.
Неравенство принимает вид: $\frac{x(x - 5)}{(x - 2)(x + 1)} > 0$.
2. Найдем нули числителя и знаменателя. Это точки $x=-1, x=0, x=2, x=5$.
3. Отметим точки на числовой оси. Так как неравенство строгое (>), все точки (и нули числителя, и нули знаменателя) будут выколотыми.
Расположим корни в порядке возрастания: -1, 0, 2, 5.
4. Определим знаки на полученных интервалах:
$(-\infty; -1)$, $(-1; 0)$, $(0; 2)$, $(2; 5)$, $(5; +\infty)$
Возьмем пробную точку $x=6$ из крайнего правого интервала:
$\frac{6(6 - 5)}{(6 - 2)(6 + 1)} = \frac{+ \cdot +}{+ \cdot +} > 0$. Знак "+".
Все корни имеют кратность 1, поэтому знаки чередуются:
+ на $(5; +\infty)$
- на $(2; 5)$
+ на $(0; 2)$
- на $(-1; 0)$
+ на $(-\infty; -1)$
5. Нам нужны интервалы, где выражение больше нуля (знак "+").
Это интервалы $(-\infty; -1)$, $(0; 2)$ и $(5; +\infty)$.
Ответ: $x \in (-\infty; -1) \cup (0; 2) \cup (5; +\infty)$.
г)
Дано неравенство $\frac{(x^2 - 4)^2}{x^2 - 3x - 28} \ge 0$.
1. Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель: $(x^2 - 4)^2 = ((x - 2)(x + 2))^2 = (x - 2)^2(x + 2)^2$. Нули числителя: $x=2$ (кратность 2), $x=-2$ (кратность 2).
Знаменатель: $x^2 - 3x - 28 = 0$. По теореме Виета корни $x_1=7, x_2=-4$. Значит, $x^2 - 3x - 28 = (x - 7)(x + 4)$. Нули знаменателя: $x=7, x=-4$.
Неравенство принимает вид: $\frac{(x - 2)^2(x + 2)^2}{(x - 7)(x + 4)} \ge 0$.
2. Отметим нули числителя и знаменателя на числовой оси.
Нули числителя ($x=-2, x=2$) включаем в решение (закрашенные точки), так как неравенство нестрогое ($\ge$).
Нули знаменателя ($x=-4, x=7$) исключаем из решения (выколотые точки), так как на ноль делить нельзя.
Расположим точки в порядке возрастания: -4, -2, 2, 7.
3. Определим знаки на полученных интервалах:
$(-\infty; -4)$, $(-4; -2]$, $[-2; 2]$, $[2; 7)$, $(7; +\infty)$
Возьмем пробную точку $x=8$ из крайнего правого интервала:
$\frac{(+)^2(+)^2}{(+)(+)} > 0$. Знак "+".
При переходе через $x=7$ (нечетная кратность 1) знак меняется на "-".
При переходе через $x=2$ (четная кратность 2) знак не меняется, остается "-".
При переходе через $x=-2$ (четная кратность 2) знак не меняется, остается "-".
При переходе через $x=-4$ (нечетная кратность 1) знак меняется на "+".
Знаки на интервалах: + на $(-\infty; -4)$, - на $(-4; 7)$, + на $(7; +\infty)$.
4. Нам нужны промежутки, где выражение больше или равно нулю.
Это интервалы со знаком "+": $(-\infty; -4)$ и $(7; +\infty)$.
Также, в решение входят точки, где числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Это точки $x=-2$ и $x=2$.
Объединяем полученные множества.
Ответ: $x \in (-\infty; -4) \cup \{-2\} \cup \{2\} \cup (7; +\infty)$.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по алгебре за 11 класс, для упражнения номер 1.66 расположенного на странице 20 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по алгебре к упражнению №1.66 (с. 20), авторов: Арефьева (Ирина Глебовна), Пирютко (Ольга Николаевна), учебного пособия издательства Народная асвета.